В обществе

В обществе Медиафрения. Код подлости

20 ЯНВАРЯ 2019 г. ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Зачистка российского медийного поля продолжается. 2019 год начался с того, что Виктор Шкулев купил 61% акций «Фонтанки.ру». Эта очередная перепродажа самого популярного питерского СМИ, скорее всего, станет его похоронами как независимого источника информации не только для жителей Санкт-Петербурга, но и для всех россиян.

«Фонтанка» знаменита, прежде всего, своими расследованиями. Одни из самых последних и самых резонансных — о деятельности ЧВК Вагнера, в том числе об убийстве журналистов в Центральноафриканской Республике, а также о похождениях «солсберецких туристов». Информация о том, что «Фонтанка» будет в очередной раз продана, постоянно гуляла по различным СМИ последние два года, причем в последнее время в качестве главного покупателя называли Евгения Пригожина, хозяина того самого ЧВК Вагнера и фабрики троллей.

Решения о купле-продаже любых медиаактивов с политическим контентом — а «Фонтанка» представляет интерес именно в этом качестве — согласовываются в Администрации президента. Видимо, там решили, что отдать «Фонтанку» Пригожину будет слишком даже для нынешних, вполне откровенных и циничных, нравов. Поэтому было дано добро на продажу «Фонтанки» Шкулеву, который в особом людоедстве замечен не был, а тихо-мирно издавал телегид «Антена-Телесемь», 15 аполитичных городских порталов, а также журналы Maxim, Elle и прочий гламурный глянец.

В интервью «Фонтанке» от 10.01.2019 новый хозяин сообщил, что изобрел формулу «быть равно приближенными и удаленными от власти», рассказал, что «эта модель позволяет сотрудничать с властью», а также объяснил, что «власть тоже работает на аудиторию» и поэтому «у нас с властью достаточно много совпадений». Говоря о соотношении федеральной и местной повестки, новый хозяин «Фонтанки» заявил, что «лучше эту поляну (федеральную повестку) оставлять федеральным медиа и больше сосредотачиваться на уникальности петербургского рынка и локальной тематики».

Таким образом, крошечное пространство независимых российских СМИ, способных на критический анализ действий власти, в самом начале 2019 года еще сократилось. Операция под кодовым названием «минус Фонтанка» не случайно проведена в начале 2019-го, то есть накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга, которые должны состояться 8.09.2019. Да, выборы в России — это фейк. Да, муниципальный фильтр. Да, фальсификации. Но, тем не менее, есть дальневосточный конфуз осени 2018-го, который явно напугал обитателей Кремля и повторения которого они боятся и попытаются не допустить. Поэтому и будут законопачивать все щели, через которые поднадзорному населению может поступать независимая информация.

 

Второй список Путина

За вычетом нескольких СМИ разной степени независимости, российское медиапространство заполнено эшелонами путинской информационной обслуги разной степени рьяности. В мои обзоры, как правило, попадают персонажи из первого эшелона, наподобие навязших в зубах соловьевых-киселевых-симоньян. Это первый список путинских информационных войск. Он, как правило, совпадает со списками награжденных орденами и медалями за очередные преступления, за Крым, за Сирию и т.д.

От первого списка Путина пахнет кровью. Но есть и второй список, в котором преобладают внешне благопристойные персонажи, чьи руки чисты и пахнут мылом, а не кровью. Большинство из второго списка лично не разжигали войну, не лгали лично про распятых младенцев и умученных снегирей, не снимали натравливающих фильмов про оппозицию. Они находились рядом с убийцами из первого списка и своим молчаливым одобрением придавали этим убийцам респектабельный вид, создавали иллюзию, что убийца с микрофоном является частью журналистского сообщества только по той причине, что в руках у него микрофон, а не нож или пистолет.

Для составления второго списка путинской обслуги было придумано название «Заслуженный журналист России», и первое вручение награды состоялось накануне наступления нового, 2019 года. Вот первые «заслуженные журналисты»: Михаил Гусман, гендиректор ТАСС, Николай Дроздов, телеведущий, Анатолий Лысенко, начальник ОТР, Евгений Поддубный, военный корреспондент ВГТРК, Павел Гусев, главред «МК», Ясен Засурский, многолетний декан журфака МГУ, Александр Земляниченко, фотограф Ассошиэйтед Пресс, Всеволод Овчинников, «Российская газета», Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, Владимир Сунгоркин, главред «КП».

Этот второй список Путина неоднороден. В нем есть люди, явно запачканные кровью, как, например, воспеватель военных преступлений Евгений Поддубный или руководитель и вдохновитель газеты ненависти Владимир Сунгоркин. На другом полюсе этого списка патриарх советской и российской журналистики Ясен Засурский и кумир многочисленных любителей животных Николай Дроздов. Кто-то из них достиг вершин в журналистском ремесле, как, например, Александр Земляниченко, дважды удостоенный за свой профессионализм Пулитцеровской премии. Но звание «Заслуженный журналист России» тому же Земляниченко было дано не за профессионализм, а за многолетнее холуйство, без которого этот замечательный фотограф не мог бы столько лет служить в Кремлевском пуле.

Путинская Россия так устроена, что любое почетное звание, исходящее от власти, становится холуйским клеймом, если человек с брезгливостью его не отверг. Из «второго списка Путина» от звания «Заслуженный журналист России» не отказался ни один.

 

Код подлости

На минувшей неделе ушел из жизни Владимир Глотов, журналист, человек светлый и талантливый, ответственный секретарь перестроечного «Огонька», написавший о той перестроечной журналистике книгу «Огонёк-nostalgia. Проигравшие победители». Владимир Глотов умер внезапно, как-то сразу. Вчера еще делились мнениями в фейсбуке, а сегодня его уже нет… Буквально за день до смерти Владимир Владимирович написал о возмутившей его последней программе Юлии Латыниной «Код доступа» и сказал, что ждет моего обзора с анализом этой передачи. Выполняю просьбу журналиста Глотова.

Фирменный стиль Латыниной — космический полет в пространстве и времени, во время которого Латынина выхватывает отдельные куски реальности и дает им убийственные характеристики, причем делает это безапелляционным тоном и, как правило, без малейших доказательств. Процент попаданий пальцем в небо у Латыниной посчитать сложно, но, по моей оценке, он приближается к половине от общего числа суждений пламенной публицистки.

В возмутившем Владимира Глотова «Коде доступа» от 12.01.2019 Латынина походя обливает помоями убитого в Турции журналиста Джамаля Хашогги. «Он на самом деле был не только журналист, он на самом деле был еще член «Мусульманского братства», и как раз журналистом я бы его не называла», — утверждает Латынина.

Журналист Джамаль Хашогги вел колонку в газете Washington Post и был последовательным критиком саудовского режима, последовательным критиком салафизма, наиболее консервативного течения ислама, а также последовательным критиком Дональда Трампа. Это был диссидент, сторонник арабской весны, выступающий за демократические преобразования в арабском мире. Именно за это ему запретили публиковаться в Саудовской Аравии, именно поэтому он вынужден был уехать из страны, и именно за его демократические взгляды и тексты его и убили.

Около трех десятилетий назад Хашогги сочувственно писал об афганских боевиках-исламистах, которые оказывали сопротивление советскому «ограниченному контингенту». Тогда он опубликовал несколько интервью с Усамой бен Ладеном, который в то время присоединился к афганским боевикам, воюющим против советского вторжения. В молодости Джамаль Хашогги разделял взгляды бен Ладена, но с тех пор его взгляды кардинально изменились, в чем можно убедиться, хотя бы прочитав его колонки в WP.

Мимоходом облив грязью убитого за свою профессиональную деятельность журналиста Хашогги, Латынина не смогла пройти мимо Украины и не плюнуть в эту страну. Причем сюжет, в рамках которого этот плевок состоялся, к Украине никакого отношения не имел, так что это действие Латынина совершила от чистого сердца, можно сказать, из любви к искусству.

Говоря о расследовании убийства трех российских журналистов в ЦАР, Латынина сообщает: «Тут несколько недель назад была комичная, на мой взгляд, и позорная новость, когда украинцы написали: “Мы установили, кто убил российских журналистов”, и дальше там шел список вагнеровцев, которые в этот момент были в Центральноафриканской республике. Просто превратились украинские МВД и украинские спецслужбы в такое посмешище, которое брешет не хуже нашей Генпрокуратуры. Ну, ребята, что хлопать-то ртом? Вы лучше убийцу Шеремета найдите». Конец цитаты.

В расследовании центра «Досье», о котором писала в том числе «Новая газета», данные СБУ со списками вагнеровцев, находившихся в ЦАР в момент убийства журналистов, были упомянуты в качестве одного из важнейших звеньев доказательства причастности ЧВК Вагнера к убийству. Умение усмотреть в этом нечто «комичное», тем более «позорное», выдает наличие у Латыниной весьма специфического чувства юмора. А хамское «хлопать ртом» и не менее хамское пожелание найти убийц Шеремета, свысока брошенное гражданкой страны-агрессора (в данном конкретном случае неважно, что находящейся не на ее территории) в адрес силовых структур страны, отбивающейся от агрессора, — выглядят как-то совсем не очень…

Обращаясь к радиослушателям в начале данного «Кода доступа», Латынина предложила: «Подписывайтесь на мой канал, потому что мы намерены его развивать настолько, насколько мне позволят другие мои занятия, в первую очередь редактура второй книги, еще повестушка, которую я намерена дописать». Спустившись на минутку с космических высей большой литературы, Латынина снисходительно предлагает радиослушателям ловить те крохи высшей истины, которые она сможет им в дальнейшем бросать, отвлекаясь от главного.

Юлия Латынина довольно стремительно эволюционирует вместе со всей квазилиберальной тусовкой «Эха Москвы» и его окрестностей. В ее текстах и передачах все меньше проверенной информации и все больше неправды, а порой проскальзывает и обычная подлость, как в «Коде доступа» от 12.01.2019.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.