В Кремле

В Кремле Прямая речь

29 ЯНВАРЯ 2019 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Это разумно. Часто возникают случаи, когда взятку вымогают и человек реально не может противодействовать этому. В такой ситуации он жертва, а не преступник. Конечно, освобождение от ответственности есть и в нынешнем законодательстве, но для этого пострадавший должен самостоятельно прийти в соответствующие органы и всё рассказать. Но такое случается далеко не всегда, причём не из злого умысла, а потому что человеку ещё работать в том же учреждении, в том же окружении. Ему могут создать невыносимые условия для жизни, сочтя «предателем».

Поэтому, хотя идеальная модель подразумевает, что человек, вынужденный совершить коррупционное преступление, тут же побежит и о нём расскажет, на практике она реализуется не очень часто. Так что предложенное освобождение от ответственности выглядит вполне рациональным.

Другое дело – как это будет работать на практике. Тут нужны чёткие формулировки, чтобы под действие закона не подпадали люди другого типа, которые дают взятки, не оказавшись в сложной ситуации, а потом сообщающие, что их вынудили. Чтобы избежать этого, требуется очень ясная правоприменительная практика. Нужно, чтобы человек, оказавшийся в сложной ситуации и не решившийся потом рассказать об этом, не пострадал, но чтобы эта практика не распространилась на всех. Всё-таки дача взятки — это весьма опасная преступление. И найти баланс между этими двумя крайностями — задача специалистов.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.