В обществе

В обществе Постмодерн с атомным моторчиком

2 МАРТА 2019 г. АНТОН МУХИН

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

 

В полемическом задоре некоторые любят утверждать, что постмодернизм умер. Глупцы, говорю им, как же он умер, когда из каждого телевизора, из каждого выступления каждого первого лица — такой постмодернизм, что хоть святых выноси? Есть еще один железобетонный аргумент: существует мнение, что сразу после конца постмодернизма начнется светлое будущее. А оно, как видно, пока не началось.

Но на прошлой неделе стало очевидно, что он умер.

Тут по законам жанра надо определиться с понятиями. Давать определение постмодернизму — дело неблагодарное, но в самом общем виде: это ироническое переосмысление наследия прошлого. Обычно, конечно, умышленное, но в нашем случае — чаще самопроизвольное. Потому что у нас постмодернизм — это не про искусство, а про жизнь.

В начале недели Концертный хор Санкт-Петербурга (хор музея "Исаакиевский собор") разместил в интернете запись собственного выступления в означенном соборе на 23 февраля. Все по-серьезному. Мужчины в костюмах с бабочками, дирижер спиной стоит, у всех в руках ноты, на заднем плане — исторический алтарь. Поют, как "на подводной лодочке с атомным моторчиком, да с десятком бомбочек под сотню мегатонн. Пересек Атлантику и зову наводчика. "Наводи, — говорю, — Петров, на город Вашингтон!" А сверху "друг Вовочка на самолетике не с пустыми люками".

И началось. Причем не только в исполнении тех, кто традиционно воспринимает мир линейно, как набор черного и белого. Но и вполне здравомыслящие люди, типа диакона Кураева, разразились гневными филиппиками. Причем он, кажется, первым и начал. Песня — сатира из советского андеграунда. Но в сегодняшнем контексте, да еще в таком серьезном исполнении "это никак не смотрится шуткой". "Питерская подворотня перестала быть подворотней. Она рулит. И исповедует принцип "ударь первым", безапелляционно заключает диакон.

Дальше подключились разные блогеры/колумнисты. Одно дело — когда у костра под гитару или дома под пиво. Это как бы шутка. А если в Исаакиевском соборе и с бабочками — то милитаристическая пропаганда, шовинизм и возмутительность. Тут надо бы продолжить: тем более в храме божьем, под святыми образами! Но тогда критики песенки станут совсем неотличимы от критиков Pussy Riot и прочих верующих с оскорбленными чувствами.

Хотя с точки зрения постмодернизма — только так. Про бомбочки на сотни мегатонн надо петь в кафедральном соборе в бабочках. Иначе в этом нет ценности. Под пиво любой может. Более того, под пиво как раз самым милитаризмом и будет, потому что — искренне.

В этом трагедия. То, что люди, которые как раз и должны воспринимать иронию, утратили эту способность. Про тех, у кого мир черно-белый, не говорим — они и раньше не воспринимали. Кураева можно понять — он, наверное, преследовал собственные цели: например, пораскачивать ситуацию вокруг Исакия (это ведь такой аргумент для церкви, чтобы вновь потребовать собор, она им воспользуется и спровоцирует новый скандал). Но остальные-то куда?

Ироничное отношение к происходящему в отечестве всегда было единственной дозволенной защитной реакцией граждан на действия российских властей. Граждане овладели ею в совершенстве — а теперь потеряли. Осмеять — значит принизить и выбросить из головы. Отнестись серьезно — неважно, с каким знаком, — признать значимость. А ей, власти, только того и нужно.

Во всем, конечно, виноват Соловьев-Киселев как собирательный образ российской пропаганды. Это он устроил такую милитаристическую истерию, что адекватные люди потеряли способность с иронией смотреть на происходящее. Для самооправдания такое объяснение подойдет, но не более. Как известно, товарищ Сталин был сволочью, но кто написал 4 млн доносов?

Так шедевр постмодернизма "исполнение песни про атомную бомбу Концертным хором в интерьерах Исаакиевского собора" не нашел свою аудиторию. Теоретически это значит, что постмодернизм умер. Но раз светлое будущее не наступило, возможно, не до конца.

Оргигинал


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.