Вокруг России

Вокруг России Здравый смысл или катастрофа?

23 МАРТА 2006 г. СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ

Сергей Глазьев, сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме РФ, член-корреспондент РАН, о политическом выборе Украины:
Именно так стоит вопрос политического выбора на Украине. Останется ли Украина в едином экономическом пространстве с Россией или выйдет из него в погоне за европейскими миражами на натовской повозке?

Так этот вопрос политического выбора Украины поставила нынешняя украинская политическая элита. Создается впечатление, что ее волнуют не столько социально-экономическое развитие страны или проблемы формирования общенациональных интересов народа Украины, сколько задача продажи ее национального суверенитета. Ноша последнего оказалась слишком тяжела для нынешнего украинского руководства, поспешившего вскоре после прихода к власти объявить о намерении ее передать Брюсселю (по торгово-экономическим вопросам) и Вашингтону (по военно-политическим вопросам).

Навязчивое желание «оранжевых» националистов как можно скорее избавиться от национального суверенитета в пользу Евросоюза и НАТО сделало этот вопрос главным вопросом политического выбора Украины. В этой инфантильной слабости нынешней украинской власти, наивно предполагающей, что Запад решит за нее все социально-экономические проблемы, скрывается ее идеологическая пустота. Но если нынешние руководители Украины не могут предложить своему суверенному народу ничего, кроме как отдаться некоему малознакомому дяде из-за границы, то наш долг заключается в том, чтобы объяснить гражданам Украины, что их ждет в этом случае. Тем более что бараны-провокаторы, ведущие на убой всех остальных, никогда не рассказывают последним о конечной цели маршрута. Просто потому, что они ее сами не знают. Они лишь слепо верят в то, что малознакомый дядя, дающий им время от времени корм, является добрым волшебником, который всем сделает хорошо.

Возможно, я ошибаюсь и на самом деле политиканы, ведущие народ Украины в натовское ярмо, вовсе не безмозглые бараны-провокаторы, а сознательные враги украинского народа, решившие продать его суверенитет в обмен на карьеру в евроатлантических структурах? Но тогда их кликушеское «не пугайте, мы сами разберемся» — это прямой обман украинских граждан, которых пытаются сбить с толку мифом о российском империализме. В этом случае мы тем более обязаны говорить правду, терпеливо разъясняя украинским братьям и сестрам, что их ждет в случае того или иного политического выбора.

Ответ на этот вопрос дает коллективное мнение украинских и российских ученых и промышленников, проанализировавших перспективы социально-экономического развития Украины в зависимости от участия Украины в альтернативных интеграционных процессах, в том числе в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном или в Европейском Союзе (ЕС). Результаты этого анализа были обобщены в рекомендациях научно-практической конференции, проходившей недавно в Запорожье. В них, в частности, делаются следующие выводы.
1. Участие Украины в ЕЭП дает украинским потребителям возможность неограниченного доступа на российский рынок, включая приобретение энергоносителей по внутренним ценам, свободной торговли товарами и услугами без каких-либо таможенных пошлин, нетарифных барьеров и прочих обременений;
2. Выпадение Украины из единого экономического пространства с Россией объективно приведет к переходу на мировые цены в торговле природным газом и другими экспортируемыми из России энергоносителями, что повлечет резкое снижение рентабельности и конкурентоспособности украинских металлургических, химических, машиностроительных и продовольственных товаров. По имеющимся оценкам, большинство предприятий химико-металлургического, агропромышленного и машиностроительного комплексов станут банкротами, лишатся работы более миллиона человек, многие регионы Украины окажутся в глубокой депрессии.
Негативные последствия энергетического кризиса усугубятся свертыванием отношений свободной торговли и неизбежным, в случае выпадения Украины из ЕЭП, ухудшением кооперационных связей, обострением торгово-экономических противоречий и возведением новых торговых барьеров и ограничений, в особенности в отношении экспорта украинских продовольственных и металлургических товаров в Россию.
Вследствие этих процессов существенно ухудшится платежный баланс Украины, дефицит которого после перехода к мировым ценам в торговле энергоносителями и свертывания отношений свободной торговли с Россией может превысить 10 млрд долл., что неминуемо вызовет не менее чем двукратную девальвацию гривны, резкий всплеск инфляции и повышение стоимости жизни в Украине не менее чем в полтора раза. Ожидаемое снижение ВВП Украины составит при этом не менее 15%.
3. Перспективы вступления Украины в ЕС остаются призрачными и, в любом случае, выходят за пределы 10-летней перспективы. Вхождение Украины в НАТО, если таковое решение будет принято, не снимет этой неопределенности, но сделает невозможным участие Украины в ЕЭП, ставит под угрозу сохранение отношений свободной торговли с Россией, приведет к разрушению кооперационных связей в авиационной, ракетно-космической, судостроительной, приборостроительной и других отраслях наукоемкой промышленности. Это приведет к остановке наиболее перспективных украинских машиностроительных предприятий, в стоимости готовой продукции которых около половины составляют российские комплектующие и основной рынок сбыта которых находится в России. Развалятся весьма перспективные совместные проекты, такие, как «Морской старт» или «Ан-70». Еще одной проблемой станет возникновение визового барьера в передвижении граждан, что создаст дополнительные трудности в трудовой миграции граждан и нанесет серьезный ущерб туризму и связанных с ним украинским предприятиям сферы услуг.
Участники конференции рекомендовали как можно скорее завершить процесс формирования ЕЭП, предусмотрев все необходимые механизмы эффективного функционирования институтов единого общего рынка, включая механизмы ценообразования, разрешения хозяйственных споров, проведения торговой политики. Государствам-участникам ЕЭП следует незамедлительно согласовать условия присоединения к ВТО, гарантировав сохранение отношение свободной торговли между Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном, полноценное функционирование институтов ЕЭП после этого присоединения.
Эти рекомендации – результат научного анализа, проведенного в терминах экономического роста с учетом украинских национальных интересов, понимаемых в соответствии со здравым смыслом. Надо сказать, что украинские радикальные националисты, спешащие отдаться Вашингтону, не утруждают себя мыслями о последствиях вступления Украины в НАТО. В защиту своей позиции они приводят один аргумент: «НАТО нам поможет вступить в Евросоюз». Они еще даже не подсчитали, что значит вступить в Евросоюз, после Турции, лет через двадцать. Они не подсчитали, какова будет структура украинской экономики, кто от этого выбора проиграет. Но они уверены, что Украине в НАТО и ЕС будет хорошо, потому что из этих структур никто не вышел. Но в истории не бывает возврата назад.

Народы Восточной Европы сегодня глубоко разочарованы тем, как их встретил ЕС. Они пожертвовали всем своим суверенитетом ради того, чтобы их собственностью завладели зарубежные корпорации. Эти государства потеряли значительную часть российского рынка, перешли на потребление российских энергоносителей по мировым ценам. Потеряли большую часть промышленности, но, самое главное, полностью утратили национальный контроль за собственной экономикой. Их банковский сектор, крупные промышленные предприятия за бесценок проданы иностранным собственникам.

Удивительно, что радикальные украинские националисты призывают украинский народ подобным же образом отдать контроль за украинской экономикой и обороной иностранцам. По сути призывающие это сделать политики являются не националистами, а обычными сепаратистами, которые преследуют не защиту общенациональных интересов народа Украины, а просто хотят поживиться за счет противопоставления одной части народа другой и перепродажи национальных активов. Они даже не хотят обсуждать очевидных социально-экономических последствий в случае осуществления их планов по вступлению Украины в НАТО.

Между тем, эти последствия легко просчитываются. Кроме вышеперечисленных убытков в случае вступления в НАТО Украина потеряет возможность единого таможенного союза и общего внутреннего рынка с Россией. Это будет означать, что для российских поставщиков энергоносителей, исходя из общепринятых норм международной торговли, не будет никакого другого варианта, кроме как продавать энергоносители Украине по европейским ценам. А это, как указывалось в рекомендациях запорожской конференции, приведет к разорению украинского химико-металлургического комплекса, дающего большую часть валютных поступлений.

Все эти жертвы украинские русофобы предлагают принести народу Украины ради защиты от «российского империализма». Этот миф раскручивается в виртуальном телепространстве последователями Геббельса, который учил нацистских пропагандистов не стесняться лгать, руководствуясь принципом «чем чудовищнее ложь, тем больше она похожа на правду».

Правда же заключается в том, что в России проводится вовсе не имперская, а неоколониальная политика в интересах транснационального капитала. Контроль за собственностью крупнейших российских предприятий перемещен за рубеж, вывоз капитала превысил полтриллиона долларов, сверхприбыли от экспорта нефти и газа направляются российским руководством не на решение проблем социально-экономического развития страны, а на поддержание американского доллара и предоставление квазибесплатных кредитов США. России до сих пор не удается даже частично восстановить союзное государство не потому, что Украина сопротивляется «имперским амбициям», а потому, что последних у российского руководства не существует. У него есть жажда наживы и страх потерять контроль над освоенными источниками дохода. Ими не хочется делиться с государствами Содружества, поэтому в зоне свободной торговли сохраняются изъятия: до сих пор не создан таможенный союз, пробуксовывает формирование ЕЭП.

Далеко не все в России хотят единого экономического пространства с Украиной. Это не только Газпром, не желающий терять три миллиарда долларов при поставках газа на Украину по льготному тарифу. Есть и другие весьма влиятельные коммерческие структуры, заинтересованные в разрыве отношений свободной торговли с Украиной в целях укрепления своей монополии на российском рынке и завышения цен. Ведь если мы находимся в едином экономическом пространстве, то значит, мы имеем общий внутренний рынок. То есть украинские потребители имеют полное право требовать поставок энергоносителей из России на Украину по российским внутренним ценам. В едином экономическом пространстве никто не сможет возводить торговые барьеры. В том числе нельзя будет закрыть российский рынок от поставок украинской стали, молока, птицы и т.д. Все торгово-экономические противоречия будут решаться на основании общих, согласованных процедур.

Формируя режим торгово-экономических отношений, нам следует исходить не из мифов и не из интересов частных коммерческих структур, а из интересов общенародных. Хотя часть компаний может потерять свои монопольные преимущества, общество в целом от этого выиграет. От единого экономического пространства выиграют не только украинские потребители газа или поставщики птицы. Выиграет и Россия – за счет наращивания конкурентных преимуществ технологически связанных между собой российских и украинских предприятия наукоемкой промышленности, за счет расширения рынка сбыта российских товаров, за счет более низких цен на продовольственные товары.

Угроза формированию взаимовыгодного режима единого экономического пространства исходит не только от безумных национал-сепаратистов. Она исходит и от безответственных дипломатов, согласовывающих за спиной отечественных товаропроизводителей условия присоединения наших государств к ВТО. Сегодня ни украинская, ни российская сторона на переговорах в Женеве о присоединении к ВТО не ставят принципиальным образом вопрос о том, что, вступая в ВТО, мы сохраняем зону свободной торговли. Если условия вступления в ВТО России и Украины окажутся разными, то создание таможенного союза и ЕЭП может оказаться невозможным, а существующая сегодня зона свободной торговли будет дальше сужаться, что крайне неблагоприятно отразится на нашем экономическом сотрудничестве.

Многие считают, что общая многовековая история и духовно-культурные корни делают добрые отношения России и Украины устойчивыми к краткосрочным политическим недоразумениям. К сожалению, это не так. Предстоящее присоединение Украины и России к ВТО, завершение процесса формирования ЕЭП предопределяют необходимость скорейшего принятия необратимых политических решений. Хочется надеяться на то, что органам государственной власти Украины и России достанет мудрости принимать эти решения исходя из общенародных интересов на основе глубокого научного обоснования и объективной оценки их экономических и социальных последствий.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.