Вокруг России
Дела духовные
25 МАРТА 2006 г. ЛЕОНИД РУЗОВ
"Украина — не Россия" — так, кажется, назвал свою книгу экс-президент незалежной Леонид Кучма. Трудно возразить, но и согласиться пока тоже не получается. Ну, например...
Виктор Фёдорович теперь уже не тот, что осенью 2004-го. Это тогда он опрометчиво аттестовался как "профессор", дав "оранжевым" повод отождествить себя с "доцентом" из данелиевских "Джентльменов удачи". Теперь его пиар-команда состоит не только из Глеба Павловского, привыкшего играть своей собственной колодой карт, хотя и они в последний раз не помогли — пришлось рапортовать "заказчикам" о провале. Теперь Януковича приодели, поправили, как могли, лицо и причёску, поднатаскали в риторике. Однако отдельные недоработки остались...
И вот, повторяю, в Одессе, при большом стечении одесского народа, он, что называется, произвел фурор. Из рассказа очевидца (малороссийский акцент добавьте при желании сами):
"Виктору Фёдоровичу Януковичу написали прекрасную речь. Он произнёс её мастерски, не торопясь, что называется "с чувством, с толком, с расстановкой". Но сделал одну-единственную ошибку. Перечисляя великих людей, которые родились в Одессе, Виктор Фёдорович Янукович среди прочего сказал: "В Одессе родилась такая великая поэтесса, как Анна Андреевна Ахметова..." Зал разрыдался. И с трудом успокоился".
Одесские репортёры не преминули заметить, что "город продолжает выполнять свои функции".
Российскому читателю нужно пояснить источник этой не ошибки даже, а проговорки "по Фрейду". Сорокалетний Ринат Леонидович Ахметов, как следует из осторожной справки на сайте Украина.Ру, — один из богатейших людей Украины, "крупный предприниматель, пользующийся большим неформальным авторитетом в Донбассе", неформальный лидер "донецкого клана". Именно благодаря влиянию Ахметова в 1997 году Виктор Янукович был назначен главой администрации Донецкой области. Так что у одесситов были дополнительные основания посмаковать оговорку.
Жаль, что российские телеканалы не порадовали нас этой историей.
Там всё больше "вольный каменщик" Аркадий Мамонтов с разоблачением тайной тюрьмы ЦРУ под Киевом. Правда, украинское министерство обороны сразу открыло "пресс-тур" на эту военную базу, и репортёры никаких следов не нашли. Да и само разоблачение выглядело жидковато на фоне расследований Human Rights Watch, вытащившей на свет божий сам сюжет тайных тюрем и нелегальных "авиа-этапов". И правозащитники из HRW, замутившие воду во всей Европе и Америке, почему-то по поводу Украины молчали. Но все эти вопросы — вне эфира.
"Вне эфира" и работа комиссии Верховной Рады, которая вроде уже расследовала озвученные НТВ обвинения в финансировании избирательной кампании Ющенко Борисом Березовским и тему закрыла.
Участие России в украинских делах не столь явное, но подождите ближайших выходных. 26 марта на (или всё-таки "в"?) Украине парламентские выборы. И к России это имеет прямое отношение. Ведь, как отмечает главный редактор интернет-издания «Полит.Ру» Виталий Лейбин, "с 2004 года украинские выборы являются зеркалом внутрироссийской политической полемики". Таким же, добавлю, зеркалом, как и выборы белорусские. Не очень-то ровным, но других у нас нет, поскольку самим на себя в открытую глядеть не велят: грех.
Действительно, вопрос ведь не только и не столько в статусе русского и украинского языков, не в споре "Востока" и "Запада", а в выборе направления развития. Дано: архаичная экономика, худо-бедно конкурентоспособная лишь при дешёвом сырье, недалеко ушедшая от СССР политическая система, слабое гражданское общество... Куда идти?
Есть, правда, важные отличия. Украина не воюет двенадцать лет внутри себя — там не было однодневных боев в столице и многолетней партизанской войны в горах на Юге. Эти баталии не сформировали толстую прослойку "силовиков" с собственными интересами. "Прослойка" не пришла к власти, не переделывает страну по собственному разумению. В этом Украина — не Россия.
Но есть и другое. Пришедшие в 2005-м к власти "оранжевые" понаделали ошибок, как "демократы" после августа 1991-го. Они сами создали оппонентам плацдарм для реванша.
Вот Янукович и обращается к великой русской культуре — как в Одессе. Или к православию...
12 марта в Черновцах был открыт памятник первому митрополиту Украины Евгению (Гакману). Событие анонсировал сайт Московской патриархии, само пятиметровое пятитонное бронзовое изваяние было установлено по инициативе местного отделения «Партии регионов» — в общем, никакой политики...
Выступая на митинге, Виктор Янукович отметил символическое значение события, поскольку-де оно происходит в "святой день окончания Великого поста". До 23 апреля вроде бы ещё далеко... На Украине слова нового "религиозного реформатора" много и с удовольствием цитировали СМИ. Нас же почему-то этой новостью не порадовали, хотя получилось не хуже, чем у Владимира Путина, в прошлую украинскую предвыборную кампанию поздравившего киевлян с годовщиной освобождения столицы от фашистов на полторы недели раньше самой годовщины. Тогда вся Украина смеялась над празднованием "условно-досрочного" освобождения Киева, которое рецидивист Янукович сделал кодой и крещендо своей президентской предвыборной кампании.
Теперь смех получается не очень естественным.
Смех-смехом, но опросы предрекают если не победу "Партии регионов", то, по крайней мере, зыбкое равновесие сил в новой Раде.
Ирония, скорее, в том, что с именем Анны Андреевны Ахматовой наперевес идут идейные наследники Андрея Александровича Жданова (Мариуполь, бывший Жданов, как раз в Донбассе — тоже повод улыбнуться). С хоругвью шествуют духовные дети не митрополитов, но тех, кто закрывал и разрушал соборы и монастыри.
И здесь нам точно неча пенять на украинское зеркало. Подождём, что оно нам покажет в воскресенье, 26 марта.