Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

1 ИЮЛЯ 2019 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Это был обычный саммит, ничего неожиданного и революционного на нём не произошло. Обсуждали проблему ВТО, но какие-то перемены там требуют очень серьёзного консенсуса. Такие мероприятия вообще являются в большой степени формальными, в том числе и потому, что там присутствуют очень разные игроки, говорящие на разных языках, не только лингвистически, но и ментально. Так что ничего неожиданного там не случилось и никаких принципиальных решений не принималось.

Самое интересное на таких мероприятия — двусторонние встречи, проходящие «на полях». Одна из таких встреч — Трамп и Си Цзиньпин. Америка и Китай оказались на гране масштабной торговой войны, многие игроки на рынке смотрели на это с большой обеспокоенностью. В мире и так непростая экономическая ситуация, прогнозы относительно темпов роста в среднесрочной перспективе далеко не благоприятные. Все опасались, что торговая война может вовлечь мир в новый экономический кризис. Но ещё перед саммитом поступила информация, что торговая война откладывается, и после встречи все вздохнули с облегчением, убедившись, что какое-то время новых ударов не будет и стороны займутся переговорами.

Далее, Путин и Трамп. К этой встрече тоже было приковано большое внимание, но не потому, что она могла оказать такое же влияние на мировую экономику, как встреча Трампа и Си, а потому, что встреча лидеров РФ и США долго откладывалась, срывалась и, наконец, удалось поговорить. Перед этим встречались Патрушев и Болтон, и результаты той встречи были неясны, но наблюдатели обращали внимание на незначительный хронометраж — стороны переговорили и разошлись. Из этого сделали вывод, что и на переговорах двух президентов прорывов не будет, что полностью оправдалось.

Там были символические шаги, вроде интервью Путина, где он осудил либерализм, после чего Песков был вынужден объяснять, что Путин ничего против либерализма не имеет. Но это была подготовка к встрече с Трампом. Трамп либерализм не любит, «либерал» в США — ругательное слово, которое правое крыло республиканцев адресует демократам. Так что слова Путина были сигналом Трампу. Тот, в свою очередь, тоже был демонстративно доброжелателен с Путиным, как и со многими другими игроками.

Но если брать сухой остаток от встречи, то прорыва не произошло и не могло произойти. Позиции стороны слишком разные, кроме того, Трамп у себя в доме не совсем хозяин. Он должен оглядываться на американский политический класс, причём не только на Конгресс, но и на свою команду. А команда, которая считала бы, что с Россией надо договариваться любой ценой, долго не продержится. Трамп в своё время пытался привлечь генерала Флина, придерживающегося таких взглядов, но мы помним, как и в какие сроки это закончилось.

Ещё одна важная встреча была у Путина с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом. Там шла речь о продлении сделки ОПЕК об ограничении экспорта нефти, и хотя сроки продления непонятны, принципиальное согласие есть. Тут позиции России и Саудовской Аравии схожие — если цена на нефть упадёт, это сильно ударит по бюджету обеих стран. Ситуации середины 80-х годов, когда американцы на фоне афганской войны договорились с саудитами и те добились падения нефтяных цен, что стало одной из причин краха Советского Союза, не повторится. Москва напрямую договаривается с Эр-Риядом, а их консолидированная позиция влияет коренным образом на решения ОПЕК.

Наконец, на саммите в Японии ожидали встречу между Путиным и Абэ, но ещё до саммита прошла информация, что ничего серьёзного там сказано не будет. Тема островов и, соответственно, мирного договора развивается в неоптимистичном для японской стороны направлении. Были опросы в России, как по всей стране, так и на Курилах и Сахалине, был опрос Левада-Центра, где отошли от обычной формулировки и включили дополнительные условия, отражающие все возможные преимущества от передачи островов. Но всё равно больше трёх четвертей россиян категорически против передачи. Поэтому с российской стороны острова передать не получится, особенно в нынешней ситуации, когда рейтинги власти упали.

В то же время российские предложения японцам инвестировать на острова упираются в вопрос юрисдикции. Японцы готовы предлагать проекты, но как только они слышат, что юрисдикция будет российской, как оптимизм сразу же уходит. Тут уже японское общество не поймёт, если Япония будет инвестировать в эти острова, пока они находятся под российским контролем. Поэтому предположения, что на саммите будет сделан решительный шаг к мирному договору, ещё накануне саммита были опровергнуты и в ходе самого разговора также ничего важного не произошло.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.