В погонах

В погонах Прямая речь

3 ИЮЛЯ 2019 г.

Сергей Цыпляевпрезидент фонда «Республика»:

Ситуация, когда на подводной лодке оказывается такое большое количество офицеров столь высокого ранга, конечно, неординарная. В чисто эксплуатационном экипаже звания были бы не такие высокие. Тут можно строить разные гипотезы. Одно из возможных объяснений: там собрали много людей, имеющих научные степени, которые занимаются научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. Такие люди часто имеют достаточно высокие звания. Или это могла быть инспекция или принятие чего-то в эксплуатацию. Тогда это уникальный случай катастрофы именно в такой момент, типичный «генеральский эффект».

Вероятность узнать правду о случившемся всегда есть, но военно-промышленный комплекс не склонен делиться информацией без крайней необходимости. Скорее всего, что, как и зачем мы не узнаем в силу глубокой приверженности российской оборонной сферы секретности даже там, где в ней нет необходимости. В нашей стране секретность — это почти религия.

Что касается самого факта катастрофы, то понятно, что военная техника сейчас безумно сложная и очень чувствительная к качеству эксплуатации. А техническая дисциплина никогда не была нашей сильной стороной. Уровень очень многих вещей с точки зрения качества сборки и тестирования падает, в связи с падением общего уровня промышленности и организации. Так что подобные истории начинают происходить с пугающей частотой. Это системная вещь.

Несколько лет назад в Петербурге была построена новая большая школа, там уже шли отделочные работы, 1 сентября она должна принять 700 учащихся. И вдруг в ней сложился спортивный зал. Погиб один человек. Это уже африканская ситуация с точки зрения поддержки технологической дисциплины и квалификации рабочей силы. Можно вспомнить ракету, которая начала «рыскать» на старте, потому что гироскоп был поставлен вверх ногами и забит молотком, так, что никакими тестированиями электрических цепей выявить это было невозможно. А это привело к катастрофе ракеты на старте, потому что у неё «мозги съехали набекрень».

Поддерживать высокотехнологические сферы, к которым относится и военная, довольно тяжело. В советские годы, за счёт закрытости страны, мы могли набирать в ВПК достаточно компетентных людей за счёт незначительной прибавки к зарплате, так как форма допуска и закрытие выезда не были проблемой — выезд и так был невозможен. А сейчас поддерживать высокий уровень притока специалистов во все эти сферы, при том, насколько для людей важен выезд за границу, становится очень тяжело. Особенно при тех скромных зарплатах, которые люди получают. Такой отрицательный отбор, конечно, не может оставаться без последствий.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.