В экономике

В экономике Великодушие за чужой счет

29 МАРТА 2006 г. СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ

gzt.ru
Способ обмена российского долга, придуманный российским президентом, наверное, войдет в учебники экономической истории как удивительное недоразумение. Если раньше российское руководство пыталось всеми силами выбить из должников деньги, а когда их не возвращали наличными, договаривалось о возврате долгов товарами, то Владимир Путин придумал совершенно невероятный способ погашения долга — российскими же товарами. Вместо того чтобы добиваться сейчас от Алжира возврата денег, мы снова поставляем ему товары в надежде на то, что на этот раз финансовые власти страны заплатят. И до тех пор пока не заплатят – долги списаны не будут. Я лично сильно сомневаюсь в эффективности подобного метода.

Схема погашения долгов России нашими же товарами выглядит весьма абсурдно. Не получив причитающихся ему денег, кредитор предлагает должнику новую партию. Не будем забывать, что алжирский долг, собственно, возник в результате поставок товаров машиностроения, прежде всего из Советского Союза. И правильная политика в данной ситуации заключалась бы в том, чтобы заставить Алжир расплатиться по советским долгам. Тем более что речь идет не о бедной стране: Алжир — крупнейший поставщик газа в Европу, поэтому даже теоретически нет никаких оснований для списания ему долга. По сути, это великодушное решение российского руководства есть не что иное, как подарок президенту Алжира. Подарок в обмен на столь же дорогостоящий подарок в виде поставок Алжиру российской военной техники.

Я не знаю, чем руководствовался в данном случае российский президент. Может быть, его волнуют прибыли Рособоронэкспорта или прибыли ЛУКОЙЛа, которые получают выгоды от этих контрактов. В любом случае, для меня совершенно ясно, что эта сделка совершена в неких частных интересах. Мировая практика не знает столь странной схемы погашения долга за счет кредитора.

Следует также отметить, что «раздачи слонов» российский президент осуществляет, исходя из своих личных симпатий и субъективных представлений. Как известно, недавно он простил почти 10-миллиардный долг оккупационному правительству Ирака, хотя эта страна никогда не отказывалась платить по долгам и Саддам Хусейн, наоборот, всегда предлагал России вернуть долги Советского Союза в полном объеме и с процентами. То есть страна, которая является одним из крупнейших поставщиков нефти, могла бы рассчитаться по долгам. Аналогичный подарок был преподнесен Сирии, хотя она всегда считалась неплохим плательщиком и обладает приличной репутацией в финансовых кругах.

Все эти шаги явно выходят за пределы президентских полномочий. Долги — это финансовые активы Российской Федерации, и любое решение по реструктуризации долгов, их списанию или обременению новыми долгами должно проходить в форме федеральных законов в соответствии с той же процедурой, которая наличествует при утверждении федерального бюджета. Управление собственностью — такое же управление активами, как и деньгами. Поэтому, строго говоря, вопросы списания и реструктуризации российских долгов должны решаться путем внесения президентом соответствующих законодательных инициатив и голосования по ним парламентом в форме федеральных законов. То, что президент делает сегодня, есть превышение полномочий, которое, вполне вероятно, в будущем может быть оспорено.

Аналогичной «благотворительностью» занялись и правительственные экономисты, исповедующие радикально-либералистскую доктрину. Непонятно их убеждение в том, что досрочное списание долгов Парижскому клубу кредиторов благотворно скажется на состоянии дел в российской экономике. Разваливается ЖКХ, не находится средств на внедрение современных технологий, не решена задача кредитования производства самолетов, разрушается социальная сфера, в бюджете нет денег на модернизацию здравоохранения. Россия стремительно скатывается на сырьевую периферию мирового рынка, занимая место рядом с некоторыми африканскими государствами, которые традиционно причисляются к странам «третьего мира». А либеральные чиновники, словно заколдованные, услужливо списывают долги странам, совсем не нуждающимся в таких подачках.

Автор - сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме РФ, член-корреспондент РАН

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.