В Кремле

В Кремле Прямая речь

16 СЕНТЯБРЯ 2019 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий: 

Во-первых, эти бумаги ещё не подписаны, а только согласованы на уровне премьер-министров. На сегодняшний момент это скорее декларация о намерениях. А во-вторых, пока что это никакое не государство, потому что там ничего не сказано о политической компоненте.  В опубликованных документах нет упоминаний о президенте, парламенте или даже единой валюте. Это было ключевым требованием России в начале нулевых, но теперь оно исчезло. Понятно, что тот, кто печатает деньги, тот и определяет экономический курс. Есть намерение согласовать банковскую политику, но с двумя банковскими институтами – ЦБ и Национальным банком Беларуси.

Идёт речь о том, чтобы сделать общими основы гражданского законодательства, но при этом гражданский кодекс у каждой страны остаётся своим. То есть появится новый документ, который согласует самые фундаментальные принципы. Наиболее важные изменения касаются налогового законодательства, но они зависят от того, удастся ли принять общий налоговый кодекс или нет. У Беларуси есть большой опыт «заматывания» соглашений, тем более что Налоговый кодекс – сложный документ. Российский Налоговый кодекс меняется постоянно, вокруг отдельных ставок идут жаркие дискуссии, а белорусская сторона может выступить за большую стабильность и под этим флагом ещё потянуть время.

Кроме того, есть ещё вопрос бюджета. Можно согласовать законы и регламенты, но важно понять, каков у вас общий бюджет. Пока что он скорее символический, и распоряжаются им Минфины отдельных государств. И судя по опубликованным документам, так будет и дальше.

Так что реально это не единое государство, а просто несколько небольших шагов в сторону интеграции, которые никак не угрожают власти Лукашенко и его контролю над внутриполитической ситуацией и экономикой Беларуси. Так что тут не стоит спешить с оценками, это, конечно, интеграционные меры, но результат нельзя считать даже конфедерацией. Конфедерация не может существовать без эффективного собственного правительства, хотя бы и нескольких ведомств, и общей валюты. Пока что это просто союз государств, пусть и очень близкий.

В начале года происходили утечки об общем президенте и общей валюте, но тут мы не видим ничего похожего. Так что если говорить о решении проблемы-2024 таким образом, сделав президента России президентом союзного государства, то пока и такой должности не просматривается, и государство не выглядит государством, хотя формально существует ещё с начала нулевых.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.