В обществе

В обществе Человек на переломе

24 СЕНТЯБРЯ 2019 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

В Русском музее есть любопытная работа Алексея Сундукова «Очередь». Люди — а на дворе застой — выстроились друг за другом в затылок, и конца не видно. Своеобразный памятник эпохи дефицита. 

Я почему-то вспомнил ее, когда проходил мимо Администрации президента и увидел очередь. Словно попал в знакомую картину, хотя по сути она сильно отличалась от сундуковской. Даже по геометрии — обозримая линия и разрыв. Пройдешь еще шагов пятнадцать и упрешься в точку: пикет, «Я/ Мы Россия». 

Между точкой и линией — пауза, которая говорит о многом: о гражданской солидарности, о желании жить в свободной стране, о требовании справедливости. Но многое в ней еще спрятано, не проявлено. Например, отношение к революции. Не к человеческим историям, которые стали историческим, а к нашему внутреннему приятию революционности здесь и сейчас.

Об этом, пускай косвенно, заставляет задуматься выставка «Человек на переломе», которая открылась рядом с Администрацией президента в стенах Российского православного университета (Новая площадь, 12). Ее организаторы — Свято-Филаретовский институт и Преображенское содружество малых братств — постарались рассказать о революции словами очевидцев. На экспозиции представлены фрагменты из воспоминаний и дневников, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910 – 1920 годов.



Дискурсивный и визуальный ряды идут параллельным курсом. Отдельные высказывания о событиях сочетаются с выражением лиц и акциями. Чего стоит, например, фотография митинга лета 1917 года. Над толпой реет огромный плакат с изображенной на нем девушкой, чем-то напоминающей «Свободу, ведущую народ» Делакруа. 

Но иногда параллели пропадают. Дискурсивный ряд говорит о падении в бездну. Визуальный — фиксирует время, которое трудно схватить. И возникает пауза — потому что многое невозможно выразить. Потому что революция — это и зло. И — пламя. И — момент истины. 

И еще, и еще что-то, что упирается в нравственность. Зло живет в реальности. Патриарх Тихон обличает большевиков: вы обещали мир — и развязали войну, обещали свободу слова — и закрыли независимые газеты, обещали крестьянам землю — и отнимаете у них последний хлеб, можно прочитать на стенде. 



Это движение в нравственном поле помогает соотнести революционность с метафизикой, с Церковью. Значительная часть экспозиции посвящена церковной жизни того времени: ее оживлению после Февральской революции, подготовке и проведению Поместного собора, жесточайшим гонениям на религию со стороны большевистской власти, возникновению в стране общин и братств, подхвативших и развивших импульс соборности.

Ранее выставка экспонировалась в музее Достоевского в Санкт-Петербурге и получила высокую оценку экспертов. Так, историк Кирилл Александров сказал, что «такие выставки должны быть доступны в видеоформате для всех, а особенно для школьников и студентов».  



Протоиерей Георгий Митрофанов, делясь своими впечатлениями о церковной части экспозиции, заметил: «Это был редкий в истории Русской церкви период испытания свободой. И церковь прошла его достойно, в то время, когда страна в целом его не выдержала. Именно при либеральном Временном правительстве церковь получила возможность сделать то, что ей не разрешали делать целые столетия — провести Поместный собор. И именно церковь оказалась во время Русской катастрофы способна к единению и созидательной свободе».

В заключении заметим, что выставка в стенах РПУ продлится до 20 ноября (часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00).


Фото: 1. 18.09.2019. Пикеты в поддержку Устинова, осужденного за нападение на бойца ОМОН на несанкционированной акции 3 августа в Москве. Сергей Карпухин/ТАСС
2-4. Выставка «Человек на переломе» открылась в стенах Российского православного университета (Новая площадь, 12). Фото: Александр Волков

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.