В обществе

В обществе Прямая речь

21 ФЕВРАЛЯ 2020 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Избиратели голосуют за политиков. Появление в политике артистов или других деятелей искусств, таких как Шнуров, Прилепин или присоединившийся к партии «зелёных» Вася Ложкин, может быть воспринято с недоумением. Правда, там разная ситуация: Шнур уже заявил, что пойдёт на выборы, хотя до самих выборов ещё полтора года и за такое время списки обычно не составляются. Это скорее заявка с целью привлечь внимание к себе, а не реальное начало формирования избирательного списка. А тот же самый Прилепин заявил, что он не намерен баллотироваться, но ещё многое может измениться.

Я вспоминаю 95-й год, когда было 43 списка, абсолютный рекорд в нашей современной политике. Там было много неполитических фигур — космонавтов, артистов. Например, в партии «Общее дело» Ирины Хакамады был Ролан Быков, в другой партии вторым номером шёл Леонид Якубович, слава которого тогда была ещё выше, чем сейчас. Но ни одна из этих партий ничего серьёзного не получила, появление артиста в списке обычно ничего не добавляет. Конечно, бывают исключения, но в нынешней ситуации скорее всего всё пройдёт как обычно.

Шнур — человек эпатажный, популярный в своей субкультуре, но эта субкультура в значительной части неполитическая. Его поклонникам просто нравится, как он эпатирует аудиторию, а место политика, эпатирующего элиту, уже давно занято другим человеком — Владимиром Вольфовичем Жириновским. И насколько нужен ещё один человек в том же амплуа, большой вопрос. Жириновский, конечно, уже давно встроен в элиту и дожил до весьма почтенного возраста, но артистам у нас аплодируют без ограничения возраста, а Жириновский — соединение политика и артиста. В то время как Шнур — просто артист, без политика.

Кроме того, сама Партия роста достаточно серьёзная, её возглавляет уполномоченный по правам предпринимателей, работающий в государственной структуре, на президента РФ. И тут рядом с ним появляется Шнур. То есть либо Шнур начнёт быть более умеренным, но тогда он не сможет конкурировать, либо он останется эпатажным, будет затрагивать какие-то властные интересы и персоны. Но тогда непонятно, насколько он уживётся со своей партией, весьма осторожной.

Всё-таки у нас избиратель хотел бы, чтобы его кандидат разбирался в большом круге вопросов, связанных, в первую очередь, с социальными проблемами. В 90-е годы можно было выступать с ярко выраженной популистской программой, что использовал Жириновский, но сейчас популизм видоизменился, стал сложнее. И новые партии, не имеющие такой инерции, как ЛДПР, сталкиваются с большей требовательностью избирателей. У Захара Прилепина хотя бы есть своя политическая ниша: радикальные патриоты-имперцы. Они недовольны тем, как Россия ведёт себя в Украине, и хотят брать Киев, с удовольствием произнося слово «ирредентизм». Но эта ниша небольшая, в большинстве своём люди воевать не хотят. А у Шнура или Ложкина непонятно, какая вообще ниша есть.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.