В обществе

В обществе Прямая речь

8 МАЯ 2020 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Не стоит так идти за властью. Они сделали из Дня Победы что-то отвратительное, смешное и позорное, как водолазы из Орла, которые ходили по дну с портретами ветеранов. Они оскорбляют трагедию и память о ней. Но из этого не следует, что самой трагедии не было. Не стоит из-за этих подонков отказываться от памяти. 9 мая, пока они были живы, я обязательно звонил всем моим имевшим отношение к войне родственникам, товарищам родителей и учителю, Галине Александровне Андреевой, пошедшей в 17 лет добровольцем на фронт.

Но теперь из-за наших властей мы часто отказываемся от памяти. И это тоже неправильно. Гитлер и его режим были исчадиями ада. И наши соотечественники, которые часто буквально были нашими отцами, дедами и прадедами, вместе с американцами, англичанами и другими народами загнали его обратно в ад. Поэтому 9 мая – всё равно важный день, хотя и не праздник. Неслучайно воевавшие люди никогда не отмечали его как праздничный день. Это был день, когда они вспоминали своих товарищей. И нам тоже надо об этом помнить.

Но, конечно, вокруг этого дня очень много лжи, например, когда лоснящиеся рожи нашего начальства надевают георгиевские банты размером с них самих и рассказывают, что мы «одни победили». Но есть ещё одна ложь, о которой сегодня напомнил президент Путин. Он вспоминал своего отца, который, по его словам, ушёл добровольцем на фронт. Это тот момент, когда мне не хочется подвергать его слова сомнению, честь и хвала Владимиру Спиридоновичу Путину, ушедшему воевать добровольно.  А дальше президент произнёс нашу обычную мантру «мы принесли такие страшные жертвы» и так далее.

Но их принесли в жертву не «мы», их принесло в жертву государство. Конечно, были патриотические подвиги, о которых писала и пропаганда, и даже немецкая сторона признавала, что советские солдаты воевали с фантастическим ожесточением. Но ведь через ряды Красной Армии прошло 30 миллионов человек, и подавляющее большинство были призваны. В отличие от отца Путина, моей учительницы и тысяч других людей, у них не было выбора. И погибло большинство из них не потому, что они хотели принести жизни на алтарь Победы, а потому что они были жертвами войны.

Жертвами войны были люди, погибшие в Ленинграде. Они не выбирали голод и блокаду, так получилось. Жертвами войны были люди, попавшие в котлы, и наши пленные, которых Сталин объявил предателями и бросил, не воспользовавшись возможностями Красного Креста по помощи, как делали остальные воевавшие державы. Но они были жертвами не просто обстоятельств, а бездарности и низкого профессионализма командиров Красной Армии. А он был связан с тем, что Сталин перед войной истребил всех профессиональных командиров. И забывать об этом нельзя.

И этих людей помнят, несмотря на окружающий звон, выхолащивающий человеческие чувства. Но надо помнить и тех, из-за кого они погибли. Нельзя их ставить в один ряд. Поэтому, когда говорят, что «мы принесли жертвы» – это неправда. Была страшная трагедия. Но есть ещё одна ложь, когда говорят: «Мы потеряли столько-то миллионов соотечественников, и поэтому мы на что-то имеем право». Это бред собачий. Число жертв – это повод для стыда и анализа, оно не даёт нам никакой правоты. А если бы Германия потеряла бы ещё больше людей – что, они были бы правы? Их моральный режим получил бы моральное оправдание? Нет, конечно. И делать количество жертв поводом для гордости – это отвратительное безумие.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.