Вокруг России

Вокруг России Европейский опыт борьбы с коррупцией: Финляндия

14 ИЮЛЯ 2020 г. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Pixbay.com

В последнее время в социальных сетях все чаще встречаются  призывы к смене в России политической системы. Что послужило для этого триггером? Позорная инсценировка всенародного одобрения поправок к Конституции? Или дает себя знать естественная смена поколений, а значит, и представлений россиян о желательном мироустройстве? 

В любом случае, нам полезно знать опыт соседей. Одним из наших соседей является Финляндия, некогда входившая в Российскую империю, но в ХХ веке благодаря вооруженному сопротивлению избежавшая большевистского эксперимента над народом. В Финляндии нет абсолютной власти бюрократии, нет и олигархического «капитализма для своих», вырастающего из корыстной смычки чиновников и «своих» миллиардеров. По борьбе с коррупцией Финляндия занимает почетное 4-е место в мире в рейтинге международного агентства Transparency International (для сравнения: Россия находится на 154-м месте, то есть уступает своей бывшей провинции 150 позиций). Достижения Финляндии в борьбе с коррупцией подтверждаются и другими исследованиями, проводимыми, в частности, ”Барометром мировой коррупции” (Global Corruption Barometer) и ”Мировым индексом взяточников” (Global Briber Index). 

Какие же факторы обеспечивают такой низкий уровень коррупции? Что блокирует союз буржуазии и бюрократии в естественном их желании распилить казну? Эксперты называют главные:  

• в стране развиты институты гражданского общества. Люди активны и считают, что условия жизни зависят прежде всего от них;

• политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия. Суды в Финляндии полностью независимы от исполнительной власти и по Конституции, и на практике. В беседах финны часто подчеркивают, что суды у них справедливые и независимые;

• независимые СМИ. Если сравнить с Россией, где большинство СМИ и все телевидение контролируется властью, то это небо и земля;

• открытость процесса принятия решений должностными лицами. Граждане через интернет могут получить всю необходимую информацию о работе органов власти, о принятых решениях. И естественно, они в ответ проявляют политическую активность; 

• минимальная степень вмешательства государства в экономику. Финны понимают, насколько частные фирмы эффективнее государственных, с одной стороны, и что не надо мешать конкуренции, с другой;

• государственная гарантия защиты лиц, оказавших правоохранительным органам содействие в борьбе с коррупцией. Информаторов о злоупотреблениях и фактах коррупции в Финляндии вознаграждают, как и во многих других развитых странах;

• эффективная организация административной системы (компактность, малая степень бюрократизации, отсутствие кастовости и клановости). Бюрократия в Финляндии небольшая и эффективная, лишних чиновников финны не содержат;

• адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями чиновников, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции, парламентского уполномоченного по правам человека и, главное, представительных органов, парламента; 

• достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие ”социального пакета” (пенсионное обеспечение, выходное пособие), размер которого устанавливается по выслуге лет. Эти стимулы работают на честность;

• морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции. Политическая культура финнов радикально отличается от культуры россиян!

Подчеркнем: основные антикоррупционные принципы финского государства — прозрачность процесса отправления власти, соблюдение законности в деятельности государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных служащих. Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональной Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере, принятой еще в 1996 году. Поразительно, но какие-либо специализированные правоохранительные службы по борьбе с коррупцией в стране отсутствуют. 

В соответствии с законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые предаются публичной огласке. Но главное, что требование закона о «прозрачности» доходов и богатства чиновников и членов их семей в отличие от России не остается пустой фразой на бумаге, оно реализуется в жизни. Политик, уличенный в незаконном обогащении, не только лишается всяких перспектив, но и идет под суд. Таковы ожидания граждан, их требования к избранной ими власти. 

В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до двух лет лишения свободы (с освобождением от занимаемой должности, запретом замещать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух месяцев до четырех лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к ее даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д. 

Кстати, в Уголовном кодексе Финляндии само слово «коррупция» не упоминается. Вместо этого говорится о взяточничестве чиновников, за которое и предусматривается наказание. В Финляндии коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства нормами о противодействии взяткам. Причем контроль за соблюдением антикоррупционных норм и принятие мер в случае их нарушения осуществляют традиционные судебные и правоохранительные органы. 

Впрочем, особую роль в борьбе со взяточничеством играют канцлер юстиции и омбудсмен парламента (уполномоченный по конституционным и другим правам человека), которые назначаются президентом Республики и полностью независимы от всех государственных структур, в том числе и друг от друга. Канцлер юстиции осуществляет контроль за деятельностью всех ветвей и уровней государственной власти, за исключением депутатов парламента. Похожими полномочиями обладает и его коллега — омбудсмен, но он вправе контролировать и членов парламента. 

Для рассмотрения обвинений против высших должностных лиц особой категории (членов правительства, канцлера юстиции, омбудсмена парламента, членов Верховного или Административного судов) существует специальный институт — Государственный суд, который созывается по мере необходимости, но действует на основании установленных конституцией страны правил. Этот суд может также рассматривать обвинения против президента страны. 

Государственный суд, возглавляемый президентом Верховного суда, состоит из председателя Административного суда, Надворного суда и пяти депутатов парламента, избираемых самим парламентом. Фактически это «суд импичмента», который может принимать решения об отстранении от должности лиц указанной категории. За послевоенную историю страны Государственный суд созывался только один раз. От обвинений в коррупции и наказаний в Финляндии (в отличие от России) не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность. 


В 1993 г., впервые за послевоенные десятилетия, был созван специальный Государственный суд для рассмотрения дела бывшего министра торговли и промышленности, депутата парламента от Партии центра К. Юхантало. Он обвинялся в том, что в бытность министром содействовал выдаче государственных гарантий для одного из финских банков, находящегося на грани банкротства, взамен на получение с помощью этого банка кредитов для собственного бизнеса. В соответствии с решением Государственного суда Юхантало был лишен депутатского мандата. Правда, позднее он, будучи в своем округе весьма популярным политиком, был вновь избран в парламент. 

В том же году в прессу просочились сведения, что бывший министр промышленности и торговли, депутат парламента, председатель Социал-демократической партии У. Сундквист также способствовал выдаче кредита под правительственные гарантии банку, в котором он имел собственный интерес и который находился на грани банкротства. Сундквист, обвиненный в преступлении (а он, кстати, считался одним из наиболее вероятных претендентов на пост президента Финляндии), подал заявление об отставке с поста председателя Социал-демократической партии. Позднее окружной суд Хельсинки приговорил его к выплате большой денежной компенсации за причиненный ущерб. 

За последние десять лет были уволены или сами ушли в отставку по юридическим или этическим мотивациям шесть членов правительства и 23 высших правительственных чиновника. 

В борьбе с коррупцией Финляндия активно использует международный опыт, сотрудничает в этой области с другими странами, приводит свое законодательство и практику в соответствие с международными нормами и стандартами. Она подписала и ратифицировала Конвенцию ЕС о борьбе с коррупцией 1997 г., Конвенцию ОЭСР 1998 г. по борьбе со взятками, конвенции Совета Европы 1999 г. по уголовному и гражданскому праву, касающиеся коррупции, Конвенцию ООН «Против коррупции», принятую в Мехико в декабре 2003 года. 

Определенные сложности возникли с ратификацией антикоррупционных документов Совета Европы, действие которых распространяется не только на всех государственных служащих и судей, но и на членов парламента и в ряде случаев требуют внесения изменений в национальное законодательство. При обсуждении этого вопроса возникли разногласия. В Комиссии финского парламента по конституционным делам высказывалось мнение, что при ратификации следует сделать оговорку, что Конвенция по уголовному праву не распространяется на парламентариев, однако не все депутаты согласились с этим. Процесс затянулся на несколько лет, и только в конце 2002 г. Финляндия ратифицировала европейскую конвенцию, подписанную в 1999 году. 

Было бы преувеличением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Главное — в «финской модели» политического устройства. Финляндия не авторитарное государство с запуганным народом и господством номенклатуры, а настоящая парламентская республика. Видимо, это и позволяет финнам иметь отличную от нас политическую культуру и вести эффективную борьбу с коррупцией. Завидно!

Фото: Pixabay License


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.