В обществе

В обществе Прямая речь

17 ИЮЛЯ 2020 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Проведение границ между «своими» и «чужими», неизбежно. Мы как люди не можем этого избежать, это самое первое возможное разделение. Но есть ещё два вопроса. Должны ли мы приходить к чёткому консенсусу, кто «мы», а кто «они», или это личное дело каждого? Я вот этого парня включаю в «мы», а того — нет, но у вас дугой взгляд. На мой взгляд, консенсус тут не нужен, тем более что его субъектом неизбежно окажется кто-то, кто попытается навязать мне свою волю.

Если говорить о конкретике, то для меня человек, работающий советником у Рогозина, не входит в моё «мы» по определению. Александр Павлов написал статью, что Роскосмос — это не только Рогозин, а тысячи людей, учёных и инженеров, учебные заведения, дети, мечтающие о космосе, и так далее. Это всё правда, но это не касается тех, кто занимается пиаром. Советник Рогозина является сотрудником именно Рогозина. Если Рогозин уволится, то инженеры останутся, а журналисты и советники уйдут. И поэтому такой человек не считается для меня «своим», даже если он хороший журналист и вполне порядочный человек в личных отношениях.

Но что должно следовать за таким раскладом? С точки зрения защиты от произвола — ничего. Я участвовал в кампании освобождения Ивана Голунова, и хотя некоторые его последующие действия показались мне неправильными, я совершенно не жалею о своём решении. Потому что я защищал не хорошего человека, а идею, я выступал против произвола. В какой-то степени я защищал себя и моё чувство собственного достоинства.

Точно так же я защищал Надежду Савченко, хотя многие её слова и поступки после возвращения в Украину мне не нравятся. И я очень рад, что у меня была возможность поучаствовать в кампании в её защиту. Потому что, выступая за неё, я выступал за честь своей страны. ИлиPussyRiot. Я активно их защищал, участвовал в «поединке» у Соловьёва, посвящённом их делу. При этом форма искусства, которой они занимаются, от меня очень далека. Это не моё искусство. Но девчонок взяли ни за что, и это важнее.

Так что разделение на «своих» и «чужих» неизбежно, но оно не обязано быть всеобщим. Не требуется итоговый протокол, где постановили бы, что Навальный свой, Голунов не свой, Сафронов свой, а Пупкин — нет. А в гражданской активности необходимо руководствоваться общими принципами, а не личностью конкретного человека.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.