Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

14 АВГУСТА 2020 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Самое естественное для нашего режима – оккупация Беларуси. Этот сценарий становится всё более вероятным. Очевидно, что «братская диктатура» не справляется с решением проблемы. Мы не знаем, чем всё закончится, если позволить протестам идти без российского вмешательства. Но то, что у Лукашенко не получился блицкриг и ему не удалось демонстративной жестокостью запугать людей, очевидно. Так что вырастает шанс того, что Путин придёт на помощь.

Это не значит, что Путину дорог Лукашенко – думаю, он его терпеть не может. Но Кремль не может допустить свержения белорусского диктатора волей народа. Переговорами или интервенцией – как угодно, но не волей народа. Вторжение может иметь одно из двух пропагандистских прикрытий. Либо то, что уже опробовали в случае с Украиной: солдаты НАТО, националисты, «распятый мальчик» и прочие глупости. Либо спасение белорусского народа от озверевшего диктатора.

Судя по тому, что разные федеральные каналы показывают разное, в Кремле ещё не договорились, и каждая «партия» лоббирует свой вариант пропагандистского обеспечения. МИД вчера заявил о беспрецедентном давлении на Беларусь со стороны Запада, то есть пошёл по первому сценарию. При этом РИА «Новости» и третий канал, ТВЦ, дают информацию, почти как «Дождь», свидетельствуя, что есть сторонники и второго варианта. В любом случае, вторжение становится вероятным, и это станет трагедией для Беларуси, потому что они окажутся в составе империи, и какие-либо изменения у них будут возможны только вместе со всей империей.

Но это станет трагедией и для нас, потому что жертвы будут и со стороны белорусов, и со стороны наших солдат. А в ответ на недовольство, которое похоронки вызовут даже у самой лояльной части населения, власти продолжат закручивать гайки. И мы окончательно превратимся в огромный, отделённый от остального мира концлагерь.

Конечно, Путин не будет бросаться на защиту любого диктатора, но Беларусь существенно ближе к нам, чем даже Армения. Это страна, где все говорят по-русски, очень близкая ментально – культурные отличия Беларуси от России примерно такие же, как различия между разными землями Германии. Это никак не ставит под сомнение суверенитет Беларуси, но, тем не менее, свержение диктатора в настолько близкой стране станет примером для самих россиян, когда под Путиным трон и так качается. Поэтому события в Африке Путина не касается вообще, и даже то, что происходило в Армении, касалось его не так сильно, а события в Минске касаются его почти так же, как в Хабаровске или Ростове.

Кроме того, если говорить об Армении, то там, вполне возможно, тоже рассматривался сценарий силового подавления, но всё произошло предельно быстро, в Кремле, кроме всего прочего, просто не успели. Серж Сарксян практически не сопротивлялся. В том числе и потому, что он – совсем другой человек, чем Лукашенко. Его обвиняли, не знаю, справедливо или нет, в чудовищной коррупции, но всё-таки он – реальный участник боевых действий в Карабахе, он лично рисковал там жизнью. И он очень дорожил своей репутацией. В Армении, которая ещё меньше, чем Беларусь, превращение из боевого генерала в палача может очень плохо кончиться. Так что там всё прошло быстро и бескровно, не давая предлога для вмешательства.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.