В Кремле
Прямая речь
2 СЕНТЯБРЯ 2020 г.
Кирилл Мартынов, редактор отдела политики «Новой газеты»:
Происходит общественная трансформация, и власти взялись одновременно за семью, за остатки медиа, за регулирование интернета и, конечно, за образование, в рамках выстраивания нового неоимперского канона. Образование – важная часть построения такой квазитоталитарной системы, и интересно скорее то, что у них так долго не доходили до неё руки, а теперь, наконец, дошли.
В каких-то фрагментах общественная «партизанщина», которой занимаемся в том числе и мы с инициативой Свободного университета, сможет создать на каких-то участках проблемы властям. Но, к примеру, если такой большой либеральный университет, как Высшая школа экономики, будет в ближайшие годы разрушен в его прежнем виде, это обернется большими проблемами, которые сложно компенсировать. Потому что все шутки о том, что ВШЭ готовит оппозиционеров и участников митингов справедливы, по той причине, что у людей в России вообще есть основания митинговать, к примеру, против полицейского насилия или других проблем, а «Вышка» была тем местом, обучение в котором показывало, почему за свободу надо бороться.
И в этот процесс на протяжении долгих лет вовлекались десятки тысяч людей, преподавателей и студентов, и эрозия всего проекта – процесс очень болезненный. Кроме того, «Вышка» для других ВУЗов была символом более рискованного и свободолюбивого образования. А сейчас многие забеспокоятся: если в «Вышке» нельзя, то куда мы катимся? Российские власти хорошо умеют разрушать, так что современное высшее образование они могут придушить довольно сильно. Вряд ли у них есть такая цель, сами себя они, наверное, считают «модернизаторами» или «исправителями перекосов 90-х», но своими представлениями о том, кто такой преподаватель, что люди делают в университете и какую роль в этом играет военно-патриотическое воспитание, они неизбежно вторгнутся в институты.
Собственно, они и раньше вторгались, но сейчас этот процесс дошёл до ватерлинии, после которой высшие школы начнут стремительно превращаться в неосоветский проект, где всё будет напоминать гуманитарные науки позднего СССР – пустые ритуалы без смысла. В естественных науках этот процесс займёт более длительное время. И это создаёт людям вроде меня очень много работы. Потому что в нынешних условиях все те, кто пытаются самостоятельно распространять просвещение – блогеры, независимые маленькие издательства, отдельные преподаватели и так далее – становятся альтернативой ширящемуся «затмению». В этом смысле будет как минимум нескучно.
Силы сторон, к несчастью, не равны, но какие-то точки удастся удержать, а иногда даже нанести ответный удар, там, где власти ещё не поняли, что и как работает, мы сможем даже «нанести ответный удар». Это похоже на финансовое регулирование и криптовалюты: финансовое регулирование у нас жесточайшее, но какие-то вещи плохо ему поддаются просто в силу своей природы. И мы попадаем в такую же ситуацию с образованием.