Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

8 СЕНТЯБРЯ 2020 г.

Борис Пастернак, книгоиздатель (Беларусь):

Есть две группы источников о состоянии Марии Колесниковой: украинские и белорусские. Официальные белорусские источники заявляют, что она задержана при попытке пересечения украинско-белорусской границы. То есть Колесникова пыталась «смыться на Украину», но её взяли и задержали, они это так трактуют. А двое её соратников, Кравцов и Родненко, якобы сбежали успешно. А украинская сторона рассказывает, как всё было на самом деле. Их вывезли на нейтральную территорию к пропускному пункту и высадили из машины с требованием покинуть территорию Беларуси. Но Колесникова отказалась и порвала паспорт. После чего украинцы сказали, что без паспорта пропустить её не могут, и белорусская сторона её увезла. Теперь она считается задержанной МВД и находится под её ответственностью, так что нам известно хотя бы это. Подобного прецедента никто не припоминает. У нас, ещё начиная с Солженицына, всех, кого хотели депортировать – депортировали. А тут такой необычный протест в новой форме.

Больших проблем для протеста это не создаёт, хотя, конечно, им приходится перестраиваться. Координационный совет оппозиции в том составе, в котором был объявлен, по сути, перестал существовать. Из него осталось на территории страны два человека: юрист Знак и Алексиевич. Знак всегда придерживался именно позиции юриста: выступал адвокатом при каждом задержании членов КС, ходил с ними на допросы и старался не совершать никаких политических действий. Алексиевич тоже в политических действиях участия не принимала, подписывала то, о чём ей сообщали, но точно не была никаким организатором.

Власти же сейчас в дикой пешке пытаются найти «координаторов». Всех, кто попадает в застенки, кого там бьют и пытают, спрашивают об одном: сколько тебе заплатили и кто? Они не верят, что такой протест может быть стихийным. И они хватали членов КС по одному, как редиску, потому что надеются, скоро найдут нужного человека. А КС тем временем перешел на другую форму: они в закрытом Телеграм-канале общаются между собой из тех мест, где находятся. Те каналы, где собирают информацию о протестных действиях, продолжают работать. Но и совсем без штабов армия не воюет.

На масштаб протестов эти действия властей повлияют так, что протесты усилятся. Такого озлобления я не помню уже давно. Когда у власти пропадают какие-либо морально-этические ограничения, это вызывает наибольшее раздражение. Но какие формы это примет – непонятно. Кто мог предположить, что полковник, разбивший витрину в кафе, вдруг так «прославится», а кафе превратится в символ сопротивления. Там уже второй день стоят очереди, вчера они продали 700 чашек кофе, чего не бывало никогда, и сегодня снова очередь. Это – солидарность, и такие неожиданные формы протест сейчас и принимает. Или, например, сотрудник МЧС отказывается снимать флаг, залезает на вышку и расправляет его –  это протест. И он продолжит нарастать.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.