Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

23 СЕНТЯБРЯ 2020 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

В ООН Путин вообще ничего не сказал. Он попросил снять санкции — опять. Те самые санкции, которые нам не мешают, а даже на пользу. При этом он опять не в диалоге. Если относиться к этой проблеме как к чему-то, требующему решения, то можно говорить следующее: мы ввели санкции, против нас ввели санкции, мы несём такие потери, а вы — такие. То есть давать какую-то конкретику. Путин вместо этого предлагает «снимать необоснованные санкции». Необоснованные — это те, что ввели против нас.

Единственная новость — предложение бесплатно вакцинировать сотрудников ООН. Но тут есть два смешных момента. Во-первых, международные чиновники имеют дикое количество привилегий. Я совершенно убеждён, что бесплатная вакцинация от чего угодно в них входит. Но самое главное: предлагать нашу бесплатную вакцину — это всё равно что предлагать машину «Жигули» со скидкой, причём немецкому среднему классу. Они не будут ездить на «Жигулях» даже бесплатно. И предлагать такое — значит совершенно не осознавать, какой огромный уровень недоверия к нашей стране и всему, что она производит, существует в мире.

Ещё одна содержательная вещь, размазанная по нескольким предложением, это стремление к сохранению статуса-кво. Путин начал с того, что 75 лет назад закончилась великая война, возникла Организация объединённых наций и теперь главное — ничего не трогать. Не менять ни совет безопасности, ни что бы то ни было ещё. Потому что, как потом разъяснили его пропагандисты, Совбез ООН — это «Совет Победителей», то есть, с их точки зрения, мир до сих пор делится на победителей и побеждённых. Причём, если бы мир предложили делить на победителей и побеждённых в холодной войне, им бы это совсем не понравилось. Но с тех пор прошло 30 лет, мир изменился и больше так не делится. Но он тем более не делится так, как было 75 лет назад.

Это стремление держаться за старую победу — показатель неудачи. Человек, который ничего не добился в жизни, может до конца своих дней вспоминать, как окончил школу с золотой медалью. Человек, добившийся чего-то, не уделяет этому столько внимания, для него это не главный предмет гордости. Для Владимира Путина единственный предмет гордости — победа в Великой Отечественной Войне, к которой он не имеет никакого отношения. Это признак полного непонимания того, что можно жить иначе, и именно поэтому Путин так держится за устаревший, установленный 75 лет назад мировой порядок.

И в разговоре с Макроном, о котором сообщает La Monde, видно то же непонимание окружающего мира и собеседника. Дело не в том, что он врёт — в конце концов, кто из нас святой. Но он врёт так, что Макрон не может в это поверить. Никакой реакции, кроме раздражения, у Макрона возникнуть не может. Путин говорит, что Навальный плохой человек, шантажист и кто угодно ещё — допустим. Но что, по мнению Путина, это даёт право его травить? Или он хочет сказать «Я его не травил»? Тогда какое отношение имеет к делу то, хороший он человек или плохой?

На самом деле за его разговором с Макроном стоит страшная убеждённость в том, что плохого человека убить можно. В начале 2000-х годов я оказался в одной большой комнате с президентом Беларуси Лукашенко. И один из его сотрудников в разговоре со мной спросил: «А почему вы так не любите Батьку?». Я ответил: «Потому что у вас люди исчезают и погибают!». На что он возмутился: «Да как вы достали нас этими людьми. За всё время грохнули всего четверых, причём какие были люди? Отвратительные!». Они считали, что плохих людей убивать можно. И президент Путин в беседе с Макроном сказал то же самое. Он пытался убедить Макрона не столько в том, что он не пытался убить, сколько в том, что Навальный заслуживает такой судьбы.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.