Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

29 СЕНТЯБРЯ 2020 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

На международной арене встреча с Меркель статус Навального изменяет. Впервые состоялся разговор между канцлером Германии и лидером российской внепарламентской оппозиции, пусть и в таких необычных обстоятельствах. Германский политический класс вообще очень осторожно относится к российской внепарламентской оппозиции. Там большой опыт общения ещё с СССР и решения энергетических проблем. И многие люди там говорят, что все эти митинги и протесты не важны и несут с собой политические риски, а наша тема — другая, энергосотрудничество. Она всегда актуальна и важна для избирателей, которые ещё недавно не знали вообще, кто такой Навальный, а вопрос, чем топить квартиру зимой, их беспокоит.

И Германия, и Франция после 14 года старались Россию лишний раз не раздражать. Правда, уже в самой Москве этот год воспринимали как переломный, когда у неё «отобрали» Киев и Харьков, уменьшили сферу влияния, и хорошо, что удалось хоть что-то спасти. Если западные политики рассуждают в терминах агрессии и аннексии, то в Кремле исходят из мысли «спасали, что могли». Но самое главное, что для Европы это давно пройденный этап, уже история, а для России — актуальная современность. И поэтому для России отношение с европейскими странами после 14-го года не могут быть такими, как раньше.

Однако после истории с Навальным уже и европейцы начали пересматривать отношения. Они долго пытались достучаться, объясниться, особенно в 15-16-х годах, предлагали найти совместный выход из сложной ситуации, закрывали глаза на Крым и предлагали договариваться по поводу Донбасса. Но в России это видели как требование «отдать» ещё и Донецк. И теперь европейские лидеры поняли, что договариваться с Россией не получается. Доверия с обеих сторон нет.

Этому способствует память и о множестве других событий, которые для европейцев уже не актуальны. Например, бомбёжка Белграда. В самой Сербии это для многих уже история, а в России стоит поговорить с кем-то, кто тогда жил, чтобы понять: для них это как вчера. Да и распад СССР «как вчера». Не случайно у нас пользуются популярностью «попаданческие» фантастические романы, где герой переносится в эпоху Перестройки и меняет ситуацию, чтобы страна не распалась, или попадает в Российскую империю, чтобы вообще предотвратить любой распад. Для российского молодого поколения эти вещи тоже уходят, но то поколение, которое сейчас у власти, чувствует, что все эти вопросы актуальны. Они постоянно возвращаются к вопросу, как можно было избежать развала СССР или как предотвратить такой сценарий сегодня. Период Перестройки видится чем-то плохим, уступки Западу — недопустимыми.

Поэтому ограничения с обеих сторон сняты, и западные политики могут говорить с Навальным, не опасаясь, что сорвётся крупная сделка, так как стало понятно: никакой сделки в любом случае не будет.  И мы видим, что Макрон встречается с Тихановской, от чего в другой ситуации он, может быть, и воздержался бы, рассчитывая договориться с Россией. Это новый этап в отношениях с Европой, означающий холодную войну. Какие-то иллюзии ушли. Но внутри России эти встречи мало что изменят.

Влияние Меркель и Макрона на внутрироссийскую ситуацию минимально. До 14-го года это могло сыграть роль «сдерживающего фактора», то теперь — наоборот. Сигналы со стороны Европы, что какой-то человек значим, не защищают его, а, напротив, вызывают у наших властей ощущение, что такой человек опасен.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.