В Кремле

В Кремле Прямая речь

29 ОКТЯБРЯ 2020 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Трамп хотел подписать продление договора до выборов. Ему это нужно. По опросам, он сейчас уступает Байдену, но он будет биться до конца и искать все возможности. Например, он помирил на несколько минут Армению и Азербайджан, чтобы претендовать на голоса армянской общины в США. Ему нужны голоса, любые голоса, и он готов выкладываться по максимуму. И внешнеполитическая тематика, обычно для американских выборов не приоритетная, тут тоже оказалась важна. Незадолго до выборов он отчитался о том, что подписал новый договор с  Канадой и Мексикой, усадил за стол переговоров сербов и косоваров, но главные вещи не удались, в частности по стратегической стабильности не удалось ничего добиться.

Переговоры упираются в то, что Россия хочет продления без условий. А Трампу надо показать, что не он пошёл навстречу России, а наоборот, поэтому он выдвинул условие, что Россия и США не должны наращивать ядерные арсеналы на весь срок продления. Но в России сейчас большая программа перевооружения, которую президент активно продвигает ещё со своего послания 2018 года. Ему это важно и в плане собственно перевооружения, и в плане позиционирования страны как сильного военного лидера. Но договор — одна из основ стратегической стабильности, если он рухнет, всё будет плохо, в мире привыкли к наличию документов, определяющих правила игра, а если их не будет, то положение вещей станет опасным.

Так что Россия тут согласилась пойти навстречу Трампу. Однако понятно, что если он сам подпишет договор без дополнительных условий, то его обвинят в том, что он российский агент, и припомнят все обвинения 16-го года. Так что ему выгодно не любое продление, а только то, которое можно представить явной победой. Но он, может быть, и счёл бы, что добился своего, Россия согласилась заморозить перевооружение, но встала «проблема Рейгана».

Когда в 80-е годы шли переговоры о ядерном разоружении, Рейган любил цитировать русскую пословицу «Доверяй, но проверяй» и вслед аз Пентагоном требовал исчерпывающих мер по контролю, потому что остро стояла проблема доверия.

Теперь она опять встала. Механизмы проверок были согласованы ещё в конце 80-х, но теперь доверия снова нет, так как по сути началась новая холодная война. Америка исходит из того, что Россия может нарушать собственные обязательства, и предполагает, что после 14-го года Москва воспринимает Америку как врага. Россия, в свою очередь, как и СССР до Горбачёва, подозревает США в шпионаже. В общем, стороны оказались в том же положении, что в 1980-е.

Горбачёв тогда разрешил максимум проверок с формулировкой о «новом политическом мышлении» и подписал новый договор о разоружении. Но Горбачёв сейчас в России — плохой пример. Он воспринимается как человек, пошедший на излишние уступки Америке, старые инженеры у нас до сих пор вспоминают с обидой снятие с производства ракеты «Ока». И все аргументы, сводящиеся к тому, что СССР просто не тянул гонку вооружений, ими отвергаются. Идти тут слишком далеко Россия не хочет.

С другой стороны, есть фактор Джо Байдена. Москва рассчитывает, что если он станет президентом, то он окажется мягче. Его никто не будет обвинять в работе на Россию, так как демократы сами выглядят для своих избирателей как жертвы, а для избирателей-республиканцев важность темы безопасности уменьшилась. Они в целом перешли к изоляционизму, в отличие от времён первой холодной войны. А демократы всегда были более заинтересованы в договорах.

И вот сейчас до выборов несколько дней. Если Трамп выиграет, то он потеряет интерес к этой теме, если проиграет, то будет бороться за пересмотр итогов, и ему тоже будет не до стратегической стабильности. Тем более что его собственным избирателям это менее важно. А если Трамп проиграет, то Россия будет вести переговоры с Байденом.

Ценность СНВ для России выше, чем для Трампа в обычной, не предвыборной, ситуации, но Кремль недостаточно доверяет Америке и не пойдёт по пути Горбачёва. Поэтому ситуация и застряла: недоверие, короткий промежуток времени, который остался до выборов, и расчёт России на переговоры с Байденом.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.