В обществе
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020 г.
Александр Верховский, правозащитник, директор Информационно-аналитического центра «СОВА»:
Это разногласие существует веками, на протяжении которых разные улемы давали разное толкование относительно того, можно или нельзя. Причём для мужчин и для женщин правила трактуются по-разному. И ещё в прошлом году совет улемов издал эту фетву, с которой полгода назад не согласился московский улем, потом татарстанский. В общем, понятно, что везде, где сложилась какая-то практика, она будет сохраняться. Смысл-то запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе, хотя бы немного. А насколько это сработает и в каких регионах, не понятно.
Смешанные браки в России вообще довольно распространены. Чаще мужчины-мусульмане женятся на женщинах-немусульманках, чем наоборот, это традиционно более разрешаемая вещь, но бывает и так, и так. Многое зависит от региона. В Татарстане много смешанных браков, на Кавказе меньше, в зависимости от конкретной области. Многое зависит ещё от того, насколько люди погружены в свою изолированную общину. Если человек живёт внутри очень строго соблюдающей предписания группы, то он с меньшей вероятностью женится на ком-то из другой среды, вне зависимости от запретов.
Главное управление мусульман регулирует то, что им положено регулировать. Понятно, что нынешняя ситуация, когда общество довольно секулярно и мусульмане, особенно татары, не очень соблюдают религиозные предписания, чревато утратой традиции и связи между верующими и организованной религиозностью. Да, люди хоронят родственников по мусульманскому обряду, приходят в мечети на большие праздники, но и всё – как и у православных. Понятно, что это не может нравиться никаким религиозным лидерам, и смешанные браки только усугубляют проблему.