В обществе

В обществе Прямая речь

22 ДЕКАБРЯ 2020 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Это очень многослойная история. Есть один уровень, состоящий в том, что это — идеальный подарок для многих, в том числе и лично для меня, ко дню чекиста. Всё было потрясающе сделано и придумано, я считаю, что мне таким образом сделали подарок. Степень идиотизма наших органов госбезопасности поражает. Мы вроде как ко всему привыкли, но ожидать такой глупости было трудно.

Но есть и другой уровень — уровень последствий. И одно из них состоит в том, что та самая организация, которая, под разными именами, от ВЧК до ФСБ, уже больше века символизирует полное презрение к праву и человеческой жизни в нашей стране, подверглась осмеянию. В таком масштабе это случилось впервые. Нечто подобное произошло из-за тех двух убогих «солсберийских туристов», но всё-таки размах был ещё не тот. Сейчас масштаб события совершенно безнадёжен для них, от такого нельзя оправиться. А власть во многом стоит на представлении о всесилии и могуществе силовиков.

Второе последствие состоит в том, что ФСБ дискредитировано не только в ваших и моих глазах, но и в глазах собственных сотрудников. Десятки тысяч членов этой организации видят всё происходящее. Конечно, они ненавидят Навального, но тем не менее понимают, что тут их начальники и их служба сели в лужу. А своих начальников они не любят уже давно, и теперь по ним пришёлся ещё один удар. Это может привести к тому, что более умные, молодые и образованные из них решат, что пора валить. Одно дело — находиться в успешной банде. Это вполне достойная карьера, пусть и аморальная. А другое дело — оставаться в банде, над «паханами» которой смеются.

Кроме того, необходимо понимать, что у этих «преторианцев» никаких идей, кроме как чего-нибудь украсть, нет. Они ненавидят американцев и либералов, но этого недостаточно, чтобы рисковать жизнью. И если в их среде распространится понимание, что они ослабли и могут проиграть, они могут начать нервничать. Тем более что никто не знает, как будет вести себя победитель, но если они ставят себя на его место, то понимают, что сами церемониться бы не стали. Поэтому серьёзным долгосрочным последствием всей это истории может стать отток кадров и снижение желания молодых людей туда идти.

Наконец, есть ещё одно последствие: Навальный окончательно конституирован как альтернатива Путину, причём руками самого Путина. Президент боится его называть по имени, чтобы, как он объяснил на последней пресс-конференции, не поставить его вровень с собой. Но, забравшись к нему в трусы, он поставил его не просто вровень, а выше, продемонстрировал, как он его боится и признаёт своей альтернативой. И это может иметь долгосрочные последствия для нашей внутриполитической жизни, в том числе для той, что будет уже после Путина.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.