В оппозиции

В оппозиции В России прошел фестиваль неправосудных приговоров

19 ЯНВАРЯ 2021 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН



Поскольку в минувший понедельник первым свой приговор услышал математик, аспирант МГУ Азат Мифтахов, то с него и начнем. Головинский суд Москвы приговорил его к шести годам колонии общего режима. Азат до суда уже провел в СИЗО почти два года, (во время предварительного заключения день считается за полтора), следовательно, сидеть ему осталось два с половиной года. К сожалению, на досрочное освобождение математику, за которого вступилось огромное число коллег из разных стран мира, судя по всему, рассчитывать не приходится. Подавляющее большинство экспертов сходится во мнении, что главным побудительным мотивом силовиков, сфабриковавших дело против Мифтахова, является месть. После того, как осенью 2018 года в Архангельске молодой анархист совершил самоподрыв в приемной ФСБ, давление силовиков на представителей этой организации усилилось многократно. Азата (он также является анархистом) задержали в начале 2019 года и тут же обвинили в изготовлении взрывного устройства. (Что объяснимо – математик же.) Однако никаких доказательств суду сотрудники ФСБ предъявить не смогли (что, конечно, чрезвычайно странно, видимо, просто не успели изготовить), и спустя несколько дней суд отпустил его на все четыре стороны (что, согласитесь, тоже не вполне характерное решение для российских судов). Но все эти четыре стороны, на которые отпустили Азата Мифтахова, оказались для него очень короткими – его задержали прямо на выходе из здания суда. В этот раз Мифтахову было предъявлено обвинение в «хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору». По версии следствия в ночь на 31 января 2018 года аспирант-злоумышленник разбил окно в ховринском офисе «Единой России» и забросил внутрь дымовую шашку.

Ни на одном этапе следствия Азат Мифтахов своей вины не признал, что, в общем-то, неудивительно – Мифтахов просто не имел шанса кинуть в окно едросам дымовую шашку, поскольку его там не было. О чем честно рассказали все фигуранты этого дело, большинство из которых даже не были знакомы с Мифтаховым. Так из чего же состояла доказательная база обвинения, с которой оно спустя два года пришло в Головинский суд? Суду были предъявлены показания некоего секретного свидетеля, который спустя год «по бровям» (злоумышленник был в маске) опознал математика. Все. Больше следствие ничего не накопало. Однако теперь суд счел эти доказательства вины подсудимого убедительными и достаточными для сурового обвинительного приговора. Другими словами, про это дело даже нельзя сказать, что оно «шито белыми нитками». Нет там никаких ниток, дело это просто разваливается. Но тут хотя бы были соблюдены формальные процедуры, а выносимые решения опирались на формальный закон. С делом об аресте лидера российской оппозиции Алексея Навального ситуация совершенно иная.

Дело в том, что 18 января Алексея Навального отправили на месяц под арест по основаниям, которые вообще не содержатся в УК. С таким же успехом его можно было закрыть в СИЗО за ловлю бабочек, чтение книжки в метро или прогулку с собакой. В постановлении об аресте упоминается 46-я статья Уголовно-исполнительного кодекса. Но вот незадача – в этой статье нет ни слова об «условном наказании», там говорится об «ответственности за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания». И причем здесь Навальный? Его не приговаривали к исправительным работам!



Теперь про смехотворный суд «по вызову», что прошел в здании химкинского УВД. Так вот «вызов» этот осуществил начальник местной полиции. Именно он подал представление об аресте, которое в итоге было удовлетворено судом. Но у него по закону не было таких полномочий! Другими словами, Алексея Навального на месяц отправили в Матросскую тишину по закону, который к нему не применим в силу того, что он никогда не приговаривался к перечисленным там наказаниям по ходатайству должностного лица, которое не имело законного права даже подавать это ходатайство. Теперь у меня осторожный вопрос – зачем российскому государству понадобилось превращать всю эту, и так чудовищно тяжелую для себя историю в совсем уже позорный и ничтожный фарс?

Мы же все помним, что против Навального было совсем недавно заведено уголовное дело о мошенничестве. В рамках этого уголовного дела его можно было прямо из аэропорта привезти в суд и назначить какую душе угодно меру пресечения. А потом уже из СИЗО тащить в суд по уже другому, уфсиновскому делу о нарушениях условного содержания, закатать на реальный срок и уже в спокойной обстановке продолжать фальсифицировать дело о мошенничестве хоть год, хоть два. Найти секретных свидетелей, которые бы показали, что своими глазами видели, как гражданин Навальный выносил из офиса ФБК* два чемодана с деньгами и т.д. Не мне учить отечественных ментов. Но российские власти отказываются от этого очевидного сценария и демонстративно идут на явное попрание закона. Зачем? Загадка. У меня нет ответа на этот вопрос.    

Расшифровка аудиозаписи судебного заседания в Химках/«Медиазона»
__________________________
* ФБК, признан в России иностранным агентом


Фото: 1. Скриншот видео "Новая газета"
2. Твиттер Киры Ярмыш

.         


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.