В обществе

В обществе Прямая речь

3 ФЕВРАЛЯ 2021 г.

Кирилл Мартыновредактор отдела политики «Новой газеты»:

Нас ожидает охота на «врагов народа». Мне не нравится этот термин, он отсылает нас к понятному историческому контексту, но придумать другого я не могу. Врагами будут объявлены все, кто не согласен с приговором Навальному и его сторонникам. Круг сильно расширится — вчера туда входили только активисты ФБК, а сегодня там будут уже муниципальные депутаты, журналисты, волонтёры и кто угодно ещё. Сейчас любой рискует стать фигурантом захватывающего уголовного дела, и это даже не зависит от выхода на митинги — достаточно публично посочувствовать или призвать.

Параллельно пойдёт разрушение последних социальных институтов, которые ещё существовали к 22-му году путинизма. Например, такой телеканал, как «Дождь», российскому начальству уже не нужен. Раньше он выполнял какую-то функцию обратной связи и критики, но больше в этом нет нужды.

Причин у такой «охоты на ведьм» две. Кончился авторитарный популизм, и началась обычная силовая диктатура. Раньше был прекрасный лидер на белом коне с голым торсом, но теперь это никому не нужно. После семи лет экономического спада, закончившихся эпидемией коронавируса, любить президента не за что. Крым остался в прошлом, а харизма улетучилась, и осталось одно насилие.

А экспертами по насилию себя провозгласили те, кто давно хотел им заняться. Все те, кто в буквально смысле считает всех оппонентов Владимира Путина иностранными шпионами и вредителями. А люди с такими взглядами органически и исторически кучкуются и строят карьеры в районе Лубянки.

С нашей стороны есть два сценария. Либо мы затаимся и возьмём паузу. Мне хорошо понятно, почему многие люди в возрасте 40 лет сейчас не выходят. Может быть, они, конечно, старые и скучные, но кроме того у этих людей есть социальные обязательства перед своими семьями. И они не могут всё бросить и сесть из-за гражданской позиции. Поэтому вчера ночью по центру Москвы бегали в основном студенты, что тревожно и печально по сравнению с предыдущими митингами, так как свидетельствует, что люди постарше постепенно пугаются. Но этот испуг даст власти только передышку. Любовь они не вернут, а потом случится массовое воспоминание об всём и начнётся совсем жёсткий кризис, как произошло в Беларуси или, локально, в Хабаровске.

Второй, более оптимистичный сценарий, основан на том, что сейчас помимо таких славных структур, как «ОВД-инфо», появляются новые незнакомые институты, которых раньше не было. Они сейчас в самой ранней стадии становления, но у них невероятное будущее, как минимум с моральной точки зрения. Например, люди с медицинским образование собираются организовывать медицинские мобильные бригады, чтобы вовремя минимизировать вред от полиции протестующим. И если этот проект начнёт работать так же, как ОВД-инфо, и начнут возникать похожие проекты, от учителей до программистов, то мы выйдем на интересное «плато» гражданского противостояния власти. Я сам планирую заниматься именно этим. Мы выбрали себе историю с образованием, потому что всю жизнь я работал в университете и никак не оставлю это сомнительное занятие. Мы видим, что, если кто-то запугивает студентов, кто-то другой должен оказывать им поддержку, для начала моральную, а потом и фактическую.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.