В Кремле

В Кремле Прямая речь

24 ФЕВРАЛЯ 2021 г.

Николай Сванидзетележурналист, член Совета по правам человека при президенте РФ:

 

Очередной кошмарный законопроект, которых сейчас – легион. Эмоций на них всех уже не хватает, поэтому смотришь уже холодно и отстранённо. Хотя вообще-то каждый такой законопроект страшен, так как ещё раз поворачивает вентиль в сторону полного закрытия страны и превращения её в тоталитарное государство. Разумеется, никакого отношения ни к оскорблениям ветеранов, что само по себе плохо, ни к реабилитации нацизма этот закон не имеет.

Что такое оскорбление ветеранов? Подразумевается оскорбление ветеранов как ветеранов или оскорбление человека, который потом оказывается ветераном? Это очень разные вещи, что мы видим на примере дела Алексея Навального. Самое главное, в 1941–1945 годах воевала вся страна, включая тружеников тыла, это десятки миллионов людей, из которых до нынешних дней дожили очень немногие. Это были очень разные люди, при всём уважении к их подвигу, как хорошие, так и плохие, или даже преступники. Грести их всех под одну гребёнку нельзя, среди них вполне могли быть и люди, заслуживающие на основании своей последующей жизни негативного отношения.

Но если не прописать в законе, что человек подвергается оскорблению именно как ветеран войны, то совершенно очевидно, что его будут использовать произвольно. Сам по себе он не из самых опасных, законопроект о просветительской деятельности хуже в наших условиях, но он тоже плох, реакционен и очень показателен. А если применять его произвольно, то мало никому не покажется.

Скорее всего, у этого предложения несколько причин. С одной стороны, кто-то после дела Навального решил забежать вперёд и прыгнуть поперёк батьки в пекло, желая максимально угодить начальству. А более глобальная причина – желание максимально расчистить пространство, относящееся к Великой Отечественной войне. Ведь если этот закон будет принят, его можно будет натягивать на любое критическое высказывание, относящееся к тому периоду.

С этим складывается и такая неожиданная вещь, как указ президента об уточнении функций Совета по правам человека, из ведения которого, в частности, исчезло такое направление, как «историческая память». Это тоже способствует освобождению тех людей в военно-историческом обществе, которые занимаются исторически памятью с совершенно определённым подходом. Видимо, как ни малы возможности СПЧ в этом направлении, даже они напрягали силовые структуры, руководящие сейчас нашим государством. 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.