В Кремле

В Кремле Прямая речь

4 МАРТА 2021 г.

Артём Козлюк, «Роскомсвобода»

Интернет-регулирование в России развивается, с 2012-го появляется всё больше законов, регламентирующих и действия пользователей, и работу сервисов и мессенджеров, добрались и до инфраструктуры с законом о «суверенном Рунете», и до слежки за пользователями по «закону Яровой» и через систему СОРМ. У многих из этих законов есть и коммерческие бенефициары, которым они выгодны – например, производители систем хранения в рамках «пакета Яровой» или производители оборудования DPI, анализа трафика, для «суверенного Рунета». То есть во многих законах есть ещё и сращивание чисто коммерческих интересов госкорпораций и государства.

А последний тренд – введение сравнительно больших, по российским меркам, штрафов для интернет-компаний за неповиновение и отказ сотрудничать по блокировке контента и выдаче данных пользователей. В дальнейшем будет развиваться и законодательство, наказывающее самих пользователей. Можно предположить, что со временем появится и закон, наказывающий пользователей за саму попытку обхода государственной цензуры, например, за использование VPN. А могут вводить и запрещённые слова, которые нельзя писать в интернете, по примеру китайских товарищей. В общем, в плане интернет-запретов есть куда расти, и эта тема не утратит актуальности и в нынешнем году, и в будущем, пока сохраняется нынешняя политическая конъюнктура.

Уже сейчас есть специальные люди, отслеживающие нарушение законов в интернете – псевдообщественные организации, существующие на государственные гранты, так называемые «кибердружжиники», «киберказаки», «Медиагвардия», «Лига безопасного интернета» и так далее. Таких структур уже довольно много. И как только они получают очередной грант, сразу видна активизация их действий. Кроме того, государство приходит в школы, где проводит занятия по так называемому «антиэкстремизму», а на самом деле рассказывает школьникам, как искать запрещённый контент. То есть фактически с начальной школы воспитывают интернет-доносчиков и продолжают это делать и в старших классах, и в ВУЗах. Конечно, нельзя сказать, что контроль сейчас тотален, но этот процесс идёт и охватывает учебные заведения всё шире.

А кроме чисто человеческого фактора будут работать и технические возможности. Технологии DPI уже появились благодаря закону о «суверенном Рунете», и по мере того, как он будет разрастаться, у операторов связи поставят соответствующее оборудование, позволяющее вычленять определённые виды интернет-трафика, например, Youtube-траффик, Телеграм-траффик, и отслеживать их. Не внедряться, просматривая, что там внутри, но определять, от какого конкретного человека этот VPN-траффик исходит. Впрочем, его можно и маскировать, но это уже следующий этап – борьба технологий.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.