В обществе

В обществе Прямая речь

22 АПРЕЛЯ 2021 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

Самое главное в послании – приоритет внутренней политики. В обществе сформировался серьёзный запрос на эту тему, причём во внутренней политике основное внимание уделяется социальной сфере. Россияне устали от внешней политики, то, что после присоединения Крыма вызывало сильные эмоции, практически ушло. Если вспомнить 2018 год, тогда были анонсированы новые виды вооружения, но сейчас, когда пандемия ещё не закончилась и не забыли о повышении пенсионного возраста, к оборонной политике и военным проектам отношение очень сдержанное.

Люди хотят понять, что они получат от государства, причём смотря на это достаточно патерналистски, и послание попыталось ответить на их запрос в пределах бюджетных возможностей. Но возможности не безграничны: если регулярно индексировать пенсии работающим пенсионерам, либо достаточно быстро исчерпается резервный фонд, либо придётся повышать НДФЛ, сделав реально прогрессивную шкалу. Но пойти на это – значит поднять градус недовольства среднего класса из крупных городов.

В итоге ставку сделали на то, чтобы сосредоточиться на семьях с детьми, в том числе в контексте подготовки к школе. В сентябре будут выборы в Государственную думу, многие пойдут туда под впечатлением от подготовки к школе, а эта тема непростая. Многие даже берут микрокредиты, чтобы купить всё необходимые для школы. И теперь государство даёт необходимые деньги, с расчётом на то, что целевая аудитория воспримет это положительно.

Внешней политике не только было меньше, она ещё была менее определённая. Американцам посылали какие-то общие сигналы, упоминая Шерхана, но конкретика практически отсутствовала. Ничего по Украине, ничего по Беларуси, хотя по Беларуси на вчерашний день ещё не было окончательных договорённостей, Лукашенко приезжает сегодня. А остальной круг вопросов отложен до встречи с президентом США Джо Байденом, которая готовится в ближайшие месяцы и, скорее всего, пройдёт летом.

Что касается прошедших акций, то там ситуация такая: количество участников не увеличивается и не уменьшается. Оно стабилизировалось, причём в ситуации, когда участие в акциях становится всё более рискованным. Сторонников Навального хотят уже объявить экстремистами, что означает переход на другой уровень давления и возможность массовых уголовных дел. Тем не менее выходит достаточно много людей, впрочем, их количество не увеличивается.

Если брать настроение основной части россиян, то они не доверяют никому. «Крымский» эффект прошёл, но оппозиции тоже нет доверия. Старшее поколение боится перемен, более молодые не понимают цели и мотивы оппозиционеров, задают вопросы типа «а чего они хотят?». К Алексею Навальному интерес присутствует, но даже у молодых россиян он носит скорее отвлечённый характер.

Проблема оппозиции в том, что нет дихотомии «мы» и «они». Эта дихотомия присутствует в оппозиционной субкультуре, но на общество в целом не распространяется, там просто царит усталость. То, что вчера оппозицию в Москве не разгоняли, вряд ли можно характеризовать как шаг навстречу протестующим или попытку либерализации: параллельно принимают совершенно другие решения, задерживают известных людей просто за репосты. Просто в данном конкретном случае решили не допускать раздражающую картинку в итоговых телепрограммах, и ее действительно не было, сюжеты с президентским посланием удалось не совместить с сюжетами о разгоне оппозиционных акций.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.