Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

13 МАЯ 2021 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий:

 

Несколько дней назад говорили про Таджикистан и Узбекистан, и Узбекистан уже заявил, что не хочет. Там продолжают политику Каримова и стараются дистанцироваться. Узбекистан – не член ОДКБ, он менее зависим от России, но не хочет слишком ассоциироваться с американцами. А глава Таджикистана с тех пор съездил в Москву на 9 мая. Сделал он это в связи с конфликтом с Киргизией, чтобы символически заручиться поддержкой Москвы.

Приходя в Центральную Азию, американцам придётся либо договариваться, либо сталкиваться с Россией. 20 лет назад была неформальная антитеррористическая коалиция, и вкладом России в неё была отмашка, позволившая американцам прийти в Центральную Азию. Тогда базы появились в Узбекистане и Киргизии, а в Таджикистан американцы не пошли, потому что там за несколько лет до этого прошла гражданская война.

Но с тех пор отношения Москвы и Вашингтона резко ухудшились. Из Узбекистана американцы ушли под давлением Каримова, после того, как Запад осудил его действия при подавлении восстания исламистов, и он заявил, что раз так – то уходите. В Киргизии уже Россия, после того, как испортились отношения, начала настаивать на уходе американцев. Президент Бакиев не хотел их ухода, но его свергли, и Россия сразу легитимировала нового президента Атамбаева, который и принял решение об уходе американцев.

Кроме того, Киргизия – член ОДКБ, хотя там сейчас есть обиды. В прошлом году там прошла очередная революция, пришёл к власти президент Жапаров, а Россия хотела сохранить его предшественника, с которым уже были выстроены отношения. Жапаров, конечно, обещал всё оставить, но в Москве не любят приходы к власти революционным путём, особенно если предыдущий руководитель позиционировал себя как пророссийский. И вот теперь Рахмон в Москву приехал, а Жапаров – нет. Так что элемент напряжения есть, усиленный недавними военными действиями и поездкой Рахмона в Москву – киргизам кажется, что Москва всё-таки ближе к Таджикистану.

 Но при этом Киргизия очень сильно зависит от Москвы. Есть тема миграции. Если Киргизия начнёт «отползать», то встаёт вопрос – что с мигрантами и переводами денег из России в бедную и нестабильную страну. Для множества киргизов это очень важный источник доходов.

При этом центральноазиатские страны страдают от множества проблем, и американцы сейчас могут апеллировать к фактору исламского радикализма. Талибы уже активизировались, их боевики выходили в районный центр на севере страны, а дальше – Таджикистан и Узбекистан. Есть воспоминания о 90-х годах, когда талибы пытались организовать экспансию на север, но тогда Россия исходила из того, что американцы, воюющие с талибами, станут фактором защиты, а сейчас считает, что внешние защитники не нужны, отобьёмся сами.

При этом есть проблема нестабильности. В Киргизии был всего один президент, который ушёл в конституционный срок, передал власть верному приемнику, который в скором времени его арестовал. Остальные были свергнуты, и сколько продержится у власти Жапаров – неясно. Сейчас он усилил свои полномочия, там приняли новую Конституцию, усиливающую власть президента, но надолго ли это – непонятно.

В итоге мы видим Узбекистан, который не хочет ангажироваться, нестабильную Киргизию и ориентированный на Россию Таджикистан. Конечно, с Россией можно пытаться договориться, но уровень доверия столь мал, что с трудом представляем себе такой сценарий. Так что хотя американцы рассматривают Центральную Азию как один из вариантов, они, скорее всего, им не ограничиваются.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.