В обществе

В обществе Насильственная депортация в мир Владимира Путина

7 ИЮНЯ 2021 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



Сегодня многие политики и политологи пытаются ответить на вопрос, почему именно сейчас на нашу страны обрушился вал политических репрессий. Почему именно теперь оппонентам режима без долгих разбирательств впаивают тюремные сроки по обвинению в неправильном переходе улицы. Грядущие парламентские выборы? Да сколько их было, региональные начальники всегда послушно нарисуют необходимые главному начальнику цифры. Президентские выборы? Тем более нарисуют. Народ-то Путина любит. Зачем же репрессии против даже намека не на оппозицию даже, а просто на инакомыслие?

Кажется, я нашел объяснение, наблюдая за главным начальником на Петербургском международном экономическом форуме. Мне уже приходилось писать, что с какого-то момента это мероприятие, равно как и ежегодные заседания Валдайского клуба, превратилось в бесплатные (а иногда и специально оплачиваемые Кремлем) экскурсии по затерянному миру Владимира Путина. Тому самому особенному миру, в котором, по словам германского канцлера, живет долгие годы российский президент.

Надо сказать, это довольно грязное, но в целом чрезвычайно простое (если не сказать примитивное) мироустройство. Миром правят сильные, слабых бьют. Кто смел, тот и съел. Если у России есть ядерное оружие, то начальник страны может делать все, что пожелает. И никто не посмеет возразить ему, даже когда он говорит очевидную ложь. А чего не врать, если подведомственному населению нравится. Ведь никакой демократии не существует, просто лицемерные западники ловчее свой народ дурят. Но и у нас теперь неплохо получается.

Было время, когда Владимир Путин предпочитал хранить все это богатство в себе. Понимал, что объявлять о подобных взглядах во всеуслышанье так же малоприлично,  как громко портить воздух. Мало того, долгие годы он прилюдно говорил нечто прямо противоположное собственным взглядам. Модератор на Петербургском форуме Станислав Натанзон (поразительного бесстрашия человек) даже нашел соответствующую цитату четвертьвековой дальности. «Нам всем кажется, если навести порядок твердой, жёсткой рукой, то всем нам станет жить лучше, комфортнее и безопаснее. На самом деле эта комфортность очень быстро пройдёт, потому что эта жёсткая рука начнёт нас очень быстро душить», —говорил тогда Путин. Как в воду глядел…

Шли годы. Чем дальше, тем чаще Владимир Путин стал допускать собеседников и слушателей к своим сокровенным мыслям и представлениям об окружающем мире. Несколько лет назад он поведал, что в случае ядерного конфликта россияне обязательно попадут в рай, а их враги будут гореть в преисподней. Мне кажется, что в последнее время произошел еще один поворот. Владимира Путина стало страшно раздражать, что окружающий мир не торопится разделять его единственно правильные представления. И, выступая на петербургском форуме, он то и дело выходил из себя: «… Плевать я хотел на то, что меня где-то кто-то заблокирует. Для меня важнее другое — доверие российского народа в том качестве, в котором я сейчас нахожусь... Какой-то Роман Протасевич. Я знать его не знаю и знать не хочу, пускай он делает чего хочет».

Очевидная же вещь, проблема в отношениях России и Соединенных Штатов в том, что «они (американцы — А.Г.) хотят сдерживать наше развитие и говорят об этом публично. Всё остальное — производная от этой позиции: и ограничения в сфере экономики, и попытка влиять на внутриполитические процессы в нашей стране, опираясь на те силы, которые они считают своими внутри России». В этом вся история. Стало быть, проблема вовсе не в присоединении Крыма, «секретной» войне на Донбассе, не в поставленных на поток убийствах политических оппонентов, не в безумных репрессивных законах. Ведь, в логике Путина, даже если бы всего этого не было, коварный Запад нашел бы к чему придраться, чтобы остановить перманентное вставание с колен. А раз так — то все позволено. А тем, кто хочет уязвить, мы ответим.

Дикие законы об иностранных агентах? В США они тоже действуют. Путинский кореш Лукашенко совершил акт воздушного пиратства? Так Австрия самолет боливийского президента Моралеса посадила. Российские и белорусские каратели расправляются с протестующими? Да посмотрите, как полиция в Штатах и Европе с демонстрантами расправляется! Честно сказать, я не думаю, что сам Путин всерьез верит в этот набор передержек, софизмов и отговорок. Но он верит в то, что лидер державы, считающей себя великой, может этот набор использовать. Он уверен, что никто не посмеет возразить ему.

В своих выступлениях в Петербурге Путин упорно настаивал на двух идеях, которые считает необходимым внедрить в мозги слушателей. Во-первых, каждый народ должен жить с тем диктатором, которому повезло захватить власть в конкретной стране. Ведь любые протесты наверняка инспирированы вражескими спецслужбами. И стало быть, «всё равно, как бы ни было, кто бы ни говорил, что какой-то режим там что-то подавляет, всё равно изменения в любом обществе будут происходить в соответствии с объективными обстоятельствами, связанными с развитием этого общества. Не надо в это вмешиваться никогда». Одним словом, дадим авторитарным правителям спокойно доправить.

Ведь они, правители эти — не извращение, не атавизм. Это вариант нормы. И посему, чтобы избежать взаимных упреков в нарушениях прав человека, нужно — всего ничего — разработать некие общие правила обращения с протестующими: «Давайте назовем тогда приемлемые способы работы с уличными протестами, определим, что является неприемлемым. Давайте выработаем какие-то общие критерии, общие подходы, хотя бы понятийный аппарат хотя бы выработаем общий, единообразно понимаемый». То есть давайте договоримся об общих правилах для тех, кто фактически законодательно отрицает право народа на собрания, шествия (и карает тех, кто рискует выйти на мирный протест), и тех, кто считает это право незыблемым.

По разным причинам Путину в ответ на эти софизмы не возражают. Одни не хотят раздражать человека, явно живущего в параллельном пространстве, другим просто страшно. Но это вовсе не означает, что хоть кто-то согласится жить в путинском мире, двери в который он распахнул. Не хотят — надо заставить. Если не всю планету, то хотя бы Россию.

Таким образом, нынешний момент заключается в насильственной депортации россиян в мир Владимира Путина. Со всеми последствиями, коими насильственные депортации сопровождаются…


Фото:  Kremlin.ru по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International
.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.