В оппозиции

В оппозиции Прямая речь

9 АВГУСТА 2021 г.

Леонид Гозман, политик, президент движения «Союз правых сил»:

Свято место пусто не бывает, и в оппозиции появятся новые имена. То сопротивление режиму, которое происходит на территории страны, не связано с конкретными людьми. Мы это видим — сама Люба Соболь стала заметной фигурой не так давно. Кто-то уходит в тень, кто-то, наоборот, поднимается, но если власть не начнёт просто расстреливать, то новые люди продолжат появляться.

Другое дело, что их будут вытеснять за границу или сажать. Если Люба покинула страну через Внуково, как пишут, значит, власти разрешили ей уехать. Неважно, была ли договорённость или нет, если бы они не хотели, чтобы она уехала — она бы не уехала, и никакие юридические тонкости вроде того, что решение суда ещё не вступило в силу, их бы не остановили. Властям выгодно, чтобы такие люди, как Любовь Соболь и Дима Гудков, оказывались за границей. Там они причинят системе меньше вреда, чем отсюда.

Людей, которые лоббируют санкции и жёсткую линию в отношении России, там уже достаточно. А пропагандистская деятельность оттуда в 10 раз менее весома, чем отсюда. Просто потому, что когда слушатели понимают, что говорящий рискует свободой и жизнью, то к нему гораздо больше внимания, чем когда они понимают, что человек говорит с безопасного расстояния. Дело прочно, пока под ним струится кровь. Так что для властей отъезд активных людей — выгодное и хорошее решение. Их при этом нельзя обвинить и в излишней жестокости, они всегда могут говорить, что Соболь жива и здорова, ребёнок ходит в детский сад, никто её не гноит в тюрьме, как Алексея Навального.

При этом насильственный протест становится единственным вариантом развития ситуации. А как иначе? Если вам не позволяют говорить, вы будете действовать. Они объявили преступлением любой мирный протест в той или иной степени. Запрещают выходы на улицу, закрывают каналы протеста, вроде «Открытых медиа». Я читал эти издания, видел там, в том числе, свои мысли, и казалось, что идёт какая-то жизнь и рано или поздно мы победим. Но если у меня нет «Открытых медиа» или МБХ-медиа, то я с большей вероятностью либо сам возьмусь за коктейль Молотова, либо одобрю того, кто это сделает.

Власть готовит насильственную революцию, и я боюсь только одного. Что они делают это не только по дури, но и по расчёту. Потому что если на наших улицах начнут греметь взрывы, власть получит моральное обоснование для открытого террора по отношению ко всем протестующим. Может быть, они этого и хотят, и все их действия — это ещё и провокация.

Аббас Галлямов, политтехнолог:

Какое-то время протест будет «безлидерным», а затем снизу начнёт прорастать новое поколение оппозиционных вождей. Скорее всего, оно будет более радикальным, чем нынешнее.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.