В обществе

В обществе Итоги - 2021. Быть от России независимым либо дружественным. Вот в чем вопрос

9 ЯНВАРЯ 2022 г. АРКАДИЙ ДУБНОВ

Этот текст с подведением итогов 2021 года на пространстве бывшего СССР я писал в конце декабря, через пару дней после 30-летнего юбилея его, Союза, распада, юридическое оформление которого случилось 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. И кто мог знать, что спустя ровно 30 лет и ещё две недели, в первых числах января 2022 года, столица уже суверенного Казахстана, переименованная в Алматы, станет ареной трагических кровопролитных событий, которые странным образом подведут драматическую черту первому постсоветскому 30-летию одного чуть ли не самого успешного примера создания постсоветского государства. Казахстана, который строил Нурсултан Назарбаев, бывший ещё в прошлую историческую эпоху членом Политбюро ЦК КПСС, больше нет. Нет — в том смысле, что попытка советского политика выстроить электоральную автократию в духе постсоветского модерна провалилась. Наследственная непотия во главе с пожизненным властителем, похоже, рухнула. Что будет вместо неё, мы напишем, подводя итоги наступившего года, ЕБЖ…

В нижеприведенном тексте автор упоминал кошку, пробегавшую в прошедшем году между Россией и Казахстаном. В начале нового 2022 года эта «кошка» добегалась так, что оказалась уже на территории Казахстана.

Несколько тысяч российских военных под флагом ОДКБ оказались в соседней стране. Есть основания предполагать, что вышеуказанная «кошка» окажется символом следующего периода в жизни на пространствах бывшего СССР…

А пока о том, как это виделось ещё пару недель назад.

Начать надо за здравие, а за упокой, как водится, потом.

Так вот, 2021-й, впрочем, как и 2020-й, был для постсоветского пространства, хотя бы для одной его части, ошеломительно удачен. Конечно, я имею в виду Туркмению. Только туда, в этот Аллахом спасаемый уголок мирового пространства, как нам сообщают, вот уже второй год, благодаря отчаянным пассам местного Аркадага (Покровителя по-туркменски), никакой штамм вражеского ковида так ни разу не залетел. 

Мы привыкли с жалостью относиться к городским сумасшедшим, может показаться, что и к мировому сумасшедшему так тоже можно. Но тут другое, этот людей травит и мучает уже 15 лет, а миру все нипочем…

Удачного еще вот что: до сих пор, и опять слава Аллаху, не свергли крайнего по счету – шестого, кажется – президента Киргизии Садыра Жапарова. Хотя был повод – парламентские выборы нынешней осенью. Ведь именно на волне протестов по итогам прошлогодних выборов Жапаров вышел из заключения и спустя несколько дней возглавил страну. Ему непросто, в затылок президенту дышит напарник, глава Комитета нацбезопасности Камчыбек Ташиев, служивший ему силовым тараном в ходе прошлогоднего переворота. До сих пор не все в Киргизии могут точно сказать, кто в этом тандеме первый, а кто второй… Кстати говоря, подозреваю, что не сразу ответят на этот вопрос нынче и в Кремле.

Есть и другие удачные моменты в жизни Киргизии и ее граждан. Страна недавно вошла в состав Организации тюркских государств (ОТГ), учрежденной 12 ноября с.г. в Стамбуле. Ее членами стали также Азербайджан. Казахстан. Турция и Узбекистан, а Туркмения присоединилась в качестве наблюдателя.

Сказать, что это событие заметно сказалось на жизни большинства жителей Центральной Азии, было бы большим преувеличением. Тем не менее, подчеркивание тюркской солидарности, апелляция к единой этнической идентичности, все это обозначает стремление к некоей обособленности от общего советского прошлого. Тем более, если учесть, что очевидным локомотивом в ОТГ является Турция во главе с амбициознейшим Реджепом Эрдоганом. Впрочем, лавры идеологического лидера тюркского мира с полным основанием может делить с ним и первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Неслучайно культурной столицей ОТГ он настойчиво призывает считать древнейший город Туркестан на юге Казахстана. 

Так или иначе, эта новая Организация, объединяющая пять постсоветских государств, созданная в год 30-летия кончины СССР, но не включившая в себя Россию, бывшую советскую метрополию, означает заметный этап в переформатировании пространства СНГ. Так или иначе, но это событие, случайно или нет, но совпало по времени с ультиматумом Кремля, адресованным США, имеющим прямое отношение к судьбе постсоветского пространства.

 Но об этом чуть ниже.

А пока вернемся в Киргизию, любимую мою страну в Центральной Азии. В конце апреля этого года на ее границе с Таджикистаном случился кровопролитный конфликт, в течение нескольких часов там погибло с обеих сторон 56 человек. Он до сих пор не урегулирован, и эта кровавая рана очень много говорит о характере правящих режимов в этой части света, где, с одной стороны, не слишком дееспособная демократия, а с другой, непотия и уставшая от собственной дряхлости азиатская автократия. Напомню, что Таджикистаном уже 30-й год правит бывший советский матрос Эмомали Рахмон.

Нынешний год оказался для него «звездным», невероятно «прославившим» Чаноби оли («Его превосходительство» по-таджикски, так принято называть Рахмона в Таджикистане). Виной тому повторный приход к власти в Афганистане движения «Талибан» (запрещенного в России). Душанбе ответил на это категоричным «нет», поддержав сопротивление талибам со стороны афганских таджиков. Их лидеры, сын легендарного афганского моджахеда Масуда Ахмад Масуд-младший и вице-президент Афганистана при экс-президенте Ашрафе Гани, Амрулла Салех, нашли убежище в Таджикистане.

Существуют различные версии причин подобного афронта Душанбе. Среди них стремление предстать защитником главного афганского этнического меньшинства (по разным подсчетам, таджики составляют около трети населения Афганистана) и таким образом укрепить свой рейтинг в качестве национального лидера Таджикистана в преддверии неминуемого транзита власти в стране. Кроме того, это может привлечь внимание мирового сообщества к фигуре Рахмона на фоне событий в Афганистане после вывода оттуда американских войск и обеспечить приток в страну иностранной помощи, ведь огромная таджико-афганская граница остается основным каналом наркотрафика и инфильтрации террористов. 

Позиция Рахмона оказалась «перпендикулярной» оценкам других стран ЦА случившегося в Афганистане, там дают понять, что такая политика Душанбе может способствовать продолжению гражданской войны в Афганистане. Во всех других столицах региона оценили бегство Гани и возвращение талибов в Кабул как реальную смену власти. Исходя из этого, было предложено действовать, оказывая афганскому населению гуманитарное содействие и обеспечивая интересы собственной безопасности.  

Драматический вывод военных США из Афганистана не мог не иметь последствий для ситуации в Центральной Азии, где к угрозам перетекания террористической активности с другой стороны «речки» отнеслись серьезно. Усиление военной помощи Таджикистану со стороны России стало ответом на эти обеспокоенности. Впрочем, помощь была предложена не только Таджикистану, усилилось и российско-узбекское военное-техническое сотрудничество. Летом были проведены совместные российско-узбекско-таджикские военные учения у границ с Афганистаном.

В целом, уход Америки из Центральной Азии ожидаемо привел к усилению российского влияния в регионе.

А вот попытки Штатов получить добро у ряда стран региона на размещение на их территориях своих военных структур для возможного противодействия террористам по ту сторону «речки» успехом не увенчались. В Москве постарались упредить такое развитие событий, публично доводя до сведения своих партнеров, что такие действия неприемлемы. Справедливости ради надо заметить, что партнеры и сами не торопились иметь дело с американцами, деликатно объясняя это опасениями стать мишенями для террористов. 

И тут уместно будет вернуться к российскому ультиматуму Вашингтону, касающемуся «красных линий», очерчивающих условия российской безопасности, которые должны быть юридически оформлены. Один из пунктов достоин того, что его процитировать полностью: «США не должны создавать базы на территории государств, ранее входивших в СССР, и не являющимися членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество».

Разумеется, эти грозные предупреждения относятся не только к Украине, Грузии, Молдове и вообще теме расширения НАТО на восток, которая так нервирует Кремль. Логично это отнести и к сотрудничеству Запада со странами Центральной Азии. Другими словами, все, что еще не стало ареалом НАТО, то есть исключая страны Балтии, должно быть юридически признано зоной особых интересов России, тчк!

Между тем, в середине декабря, буквально за пару дней до передачи проекта ультиматума сотруднице Госдепа США, специально прибывшей в Москву, в Ташкенте состоялось инаугурационное заседание Стратегического диалога между США и Узбекистаном. В его рамках обозначено и обсуждение вопросов военного сотрудничества… Различного рода подобное сотрудничество существует также между США и Казахстаном. 

Как отреагирует на российские инвективы в Ташкенте и Нур-Султане, сказать трудно.

И если в Москве чрезвычайно осторожно и крайне деликатно стараются обставлять свои отношения с Ташкентом, которого все еще мечтают втянуть в состав ЕАЭС и ОДКБ, то по-другому нынче выглядит атмосфера российско-казахстанского сотрудничества. 

Тут как будто бы черная кошка пробежала между Москвой и Нур-Султаном.

Смысл российских упреков и подозрений сходится к банальному: происходит «украинизация» Казахстана, то есть отход от строгой ориентации страны на следование в фарватере российской политики, на стремление стать частью большого внешнего мира, чтобы черпать его технологии и инновации, избегая санкционных ограничений, которыми чревато тесное экономическое сотрудничество с Россией.

Если коротко, то такие суверенные государства, как Узбекистан и Казахстан, не хотят быть заложниками схватки Кремля с Западом за признание амбиций России, ставшей правопреемницей СССР, и за право быть вершителем судеб на территории почившей в бозе империи.

Все, что происходит сегодня вокруг Украины, это квинтэссенция этой схватки. 

Что же касается драмы, переживаемой уже второй год в Беларуси, то кроме употребления далекого от политологического словаря термина «гребаный стыд», я не могу никак иначе описать свое отношение к тому, как моя страна покрывает преступления узурпировавшего власть в Минске диктатора родом из витебской глубинки. Можно еще к этому добавить то, как идеологическая обслуга Кремля обосновывает его политику по отношению к Минску.   

«Перед Россией – проблема, как не поглотить Белоруссию и сохранить ее в качестве самостоятельного соседа и… обеспечить ее дружественный характер. Интеграция Белоруссии в европейский международный порядок, в центре которого находятся ЕС и НАТО, будет угрожать безопасности России» (из доклада клуба «Валдай»). Здесь все замечательно и честно – очень трудно «не поглотить», а как иначе отвратить ее от «европейского порядка», чтобы вернуть в родную азиатчину… 

В основном, про 2021-й все. Можно еще про намеки на армяно-азербайджанское примирение на Южном Кавказе при посредничестве России и ЕС, но боюсь сглазить.

Подождем…

Фото: Аркадий Дубнов/facebook.com; twitter.com/KarmaBash


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.