Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

11 ЯНВАРЯ 2022 г.

Алексей Макаркинполитолог, заместитель директора Центра политических технологий: 

Цель России была вполне конкретной: остановить там выступления и спасти режим. В Кремле опасались «эффекта домино», того, что волнения в Казахстане спровоцируют беспорядки в других странах ОДКБ, в Таджикистане и Киргизии. Плюс есть не входящий в ОДКБ Узбекистан, где много лет назад было Андижанское восстание. А рядом ещё и Афганистан с талибами, запрещёнными в России, с которыми ведут переговоры, и с ИГИЛом, в России также запрещённым, с которым переговоры уже никто не ведёт за полной бессмысленностью. И была задача удержать ситуацию, сделав ставку на того лидера, который в создавшейся ситуации имел формальную легитимность и мог пригласить ОДКБ, а также обладал дееспособностью. Где сейчас Назарбаев – неизвестно, он в этом году вообще не появлялся.

Это похоже на то, как в 19 веке Николай I подавил восстание в Венгрии. Часто говорят, что Франц-Иосиф, австрийский император, потом показал себя неблагодарным, но, подавляя венгерское восстание, Николай действовал не как альтруист – он опасался, что недовольство перекинется на Польшу, а дальше – на Петербург. Там уже разгромили кружок Петрашевского, были смертные приговоры, в общем, выступления в Венгрии воспринимались через призму внутренней политики. И сейчас Россия использует ресурсы и механизмы ОДКБ, чтобы играть роль, которую одни называют стабилизирующей, другие – жандармской. Но это просто разные эпитеты для одного и того же феномена: Россия не позволит никаких революционных действий против своих союзников.

При этом она не является романтическим легитимистом, и если, как было в Киргизии, союзник окажется не вполне верным – можно поддержать и оппозицию, если та готова работать с Россией. Подавляться будут только выступления в адрес лояльных России режимов.

Люди вокруг власти сразу же начали генерировать идеи: надо было предъявить Токаеву набор требований, забрать Северный Казахстан и так далее. Но эти заявления умозрительны и контрпродуктивны. Предъявлять требования в той ситуации, когда счёт шёл на часы, возникла реальная угроза захвата Алма-Аты, было просто невозможно. Кроме того, все заявления по поводу Северного Казахстана и «протектората» наносили удары по положению Токаева. Ему сейчас нужно демонстрировать реальное лидерство и контроль над страной, для чего ему требовалось подчёркнутое уважение к независимости Казахстана.

В России широко распространено ощущение, что ещё недавно был Советский Союз, и можно всё переиграть, вернуть Союз назад. Но прошло уже 30 лет. Элиты привыкли, что они живут в независимом государстве, население тоже. Даже Александр Григорьевич Лукашенко всячески тормозит создание военной базы в Беларуси, а Токаев при первых же признаках стабилизации поставил вопрос о том, что миротворцам надо уходить. В противном случае он сам оказался бы под огнём критики со стороны своего общества. В итоге решили, что уход произойдёт в ближайшее время, обозначили конкретные даты. И хотя политическое влияние России на Казахстан сейчас вырастет, от своей многовекторности Казахстан не откажется.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.