Вокруг России

Вокруг России Прямая речь

24 МАРТА 2022 г.

Максим Блант, экономический обозреватель:

Иран находится под санкциями с 70-х годов, но это не значит, что экономика страны эффективно и динамично развивается всё это время. Режим может теоретически существовать при любой экономической ситуации, но без санкций экономика страны была бы совсем другой. С того момента как к власти пришли исламские фундаменталисты, экономика сильно замедлилась, хотя и смогла приспособиться к ограничениям за 50 лет. Кроме того, надо заметить, что против России введены гораздо более жёсткие меры ограничения, чем против Ирана.

Процесс приспособления экономики к санкциям достаточно длительный, за несколько месяцев тут ничего не сделаешь. Конечно, российская экономика начала адаптироваться ещё с 14-го года, курс на импортозамещение и должен был приспособить российскую экономику к новым ограничениям. Правда, никто не ожидал, что они окажутся настолько жёсткими.

В целом курс на замкнутую систему, которую сложно снаружи дестабилизировать, — это то, к чему стремится любая экономика под санкциями. Но за это нужно платить определённую цену: ты перестаёшь быть частью международного разделения труда и вынужден производить, в том числе, и то, что производить нерентабельно, а на рынке у тебя оказывается неконкурентоспособная продукция. Есть страны, для которых даже такой рынок, как российский, слишком мал. Их компании обеспечивают чипами весь мир, и по сравнению с такими компаниями любая продукция других предприятий оказывается неконкурентоспособной. Кроме того, работает фактор технологического отставания.

Безусловно, можно выстроить жизнь, как в Северной Корее. Они как-то худо-бедно себя чем-то обеспечивают. Такую систему можно выстроить, но даже на это нужны годы, не месяцы.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.