В Кремле

В Кремле Всеобщее объединение

8 ИЮНЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ej.ru
Инициатива Юрия Лужкова об объединении Москвы и Московской области может рассматриваться как сугубо региональное предприятие. А может – как развитие большого федерального проекта.

Действительно, в современной России инициативы, прямо относящиеся к судьбе столицы, вряд ли могут быть обнародованы без согласования с Кремлем. Но получается странная картина – Москва с ее 10,5 млн жителей (по консервативной оценке – без пресловутых нелегальных иммигрантов) и сейчас является крупнейшим по численности населения субъектом Федерации. Если проект Лужкова будет реализован, то к столице присоединится еще область с более чем 6,5 млн жителей (некоторые эксперты называют большую цифру – до 7-8 млн). Получается минимум 17 миллионов – из 142-х млн россиян. Такой субъект Федерации будет не просто крупнейшим – он будет доминировать над всеми остальными и в политическом, и в экономическом аспектах.

В связи с этим родилась даже экстравагантная версия – не хочет ли сам Владимир Путин после ухода с президентского поста возглавить столицу с окрестностями? Однако эта версия выглядит более чем сомнительно. Не царское это дело – становиться из величества высокопревосходительством, пусть даже и самым высокоресурсным. Трудно представить себе Путина «встроенным» в созданную им же вертикаль власти, в которой любой губернатор может быть удален со своего поста в связи с тем, что президент больше ему не доверяет.

Более вероятной выглядит другая точка зрения – инициатива Лужкова означает, что большой объединительный процесс субъектов Федерации будет продолжен и может принять универсальный характер. Дело в том, что сложносоставных («матрешечных») субъектов Федерации, которые и подлежали, в первую очередь, объединению, вскоре не останется. Завершена интеграция Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Успешно прошли референдумы в Красноярском крае, Камчатской и Иркутской областях – входившие в их состав округа завершают свое существование. На очереди – Читинская область, которой предстоит «поглотить» Агинский Бурятский округ. Не исключено, что в ближайшее время в практическую плоскость перейдет и вопрос об объединении Архангельской области и Ненецкого округа, губернатор которого Алексей Баринов переехал из своей резиденции в следственный изолятор. Отметим, что именно окружная элита активно препятствует объединению, но теперь регион возглавляет (пока в качестве врио губернатора) бывший офицер питерского УФСБ, который вряд ли будет сопротивляться интеграционному процессу. Скорее, наоборот.

Сложнее с Тюменской областью и ее двумя округами – нефтяным и газовым, но и здесь при желании можно найти приемлемые варианты. Тем более что Администрацию президента сейчас возглавляет бывший тюменский губернатор Сергей Собянин.

Неужели это все? Не совсем. Вспомним, что уже неоднократно в публичное пространство вбрасывались прожекты об объединении вполне конкретных субъектов Федерации. То была, как представляется, инициатива снизу, не получившая поддержки в Кремле и, тем более, не им инспирированная. Так, Аман Тулеев предлагал присоединить к Кемеровской области Алтайский край и республику Горный Алтай. Ярославский губернатор Лисицын давал понять, что не прочь «укрупнить» свой регион за счет соседней Костромы. Существовал проект объединения Свердловской, Челябинской и Курганской областей, выгодный Эдуарду Росселю.

Тогда все эти идеи казались слишком поспешными – однако с тех пор произошли некоторые изменения. Во-первых, сам вопрос объединения перестал казаться таким экстравагантным. Общество стало привыкать к тому, что то в одной, то в другой части страны проходят региональные референдумы, а количество субъектов Федерации медленно, но верно сокращается. Во-вторых, отказ от выборов губернаторов привел к тому, что они стали зависеть не от собственных избирателей, а от федеральной власти. Более того, президент все чаще назначает глав регионов по «экстерриториальному» принципу – Шанцев, Боос и Мень отправились из Москвы соответственно в Нижний Новгород, Калининград и Иваново. Главой Алтайского края стал Карлин, уехавший из региона еще в начале 90-х годов, и все последующие годы проработавший в столице. Иркутскую область возглавил железнодорожник Тишанин – также относительно новый человек для местной элиты. В принципе, каждого из них можно представить руководителем практически любого субъекта Федерации. Да и «переназначенные» старые губернаторы сейчас оказались в куда большей зависимости от Кремля, чем раньше, когда они получали легитимность от собственных избирателей. Разумеется, количество «назначенцев» со временем будет только увеличиваться. И если раньше при малейших слухах о возможности объединения губернатор более слабого региона делал все, чтобы предотвратить подобное развитие событий, то теперь он будет куда более осторожным.

Так что на фоне существенно укрупнившихся субъектов Федерации объединенный Московский регион хотя и останется крупнейшим, но не будет выглядеть таким уж монстром. Другое дело, что до 2008 года никто не станет реализовывать столь масштабный общероссийский проект, способный вызвать ненужные электоральные осложнения. Однако два года – срок небольшой, и за это время вполне могут появиться новые сигналы, свидетельствующие о будущем масштабном объединении российских регионов.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.