В экономике

В экономике Политический рычаг

8 АВГУСТА 2006 г. ЕВГЕНИЙ ЯСИН

коллаж ЕЖ
Вопрос о том, надо ли России вступать в ВТО, сегодня, похоже, решен однозначно. Делать это необходимо. Есть еще сомневающиеся, но тот факт, что на нашем пути постоянно возникают какие-то препятствия, россиян лишь подзадоривает. И сегодня многие промышленники, выступавшие совсем недавно против вступления, уже возмущаются тем, что нас не принимают. Вот и теперь в последний момент, когда Буш и Путин уже должны были подписать соглашение, американское правительство находит предлог в очередной раз отложить наше вступление.

Прежде всего, необходимо отметить: складывается стойкое ощущение, что экономические или торговые вопросы на сегодняшний день мало кого интересуют. В решении американцев явно проступает политическая подоплека. В политике очень часто решать вопросы напрямую не представляется удобным, и тогда прибегают к неким «боковым маневрам», которые не нарушают обстановки «общего политического согласия», но создают определенные неудобства для партнера. Если исходить из этого, то несговорчивости американцев можно найти два основных объяснения.

Первое звучит следующим образом. Россия в последние годы набралась сил благодаря высоким ценам на нефть и росту экономики, вызванному другими причинами. И от рассуждений о пагубности движения по пути сырьевого придатка мы перешли к разговорам о мировой энергетической сверхдержаве, которая оказывает серьезное влияние на политику в Европе и во всем мире. Мы стали более независимы и позволяем себе отстаивать собственные национальные интересы. Эта ситуация существенно отличается от обстановки 90-х, когда мы были бедны, государство наше было слабым, и потому западным странам гораздо проще было с нами иметь дело. Подобного рода трансформации многим не нравятся. В результате на нас все время сыплются упреки, в частности, в сворачивании демократии, в том, что мы начинаем оказывать давление на наших соседей по СНГ. За примером ходить далеко не надо, достаточно вспомнить выступление Дика Чейни в Вильнюсе и комментарии к этому выступлению кремлевских политологов. Такое объяснение устраивает наши власти. Неудачи оправдываются тем, что кто-то хочет помешать нам претворять в жизнь политику, направленную на отстаивание наших национальных интересов.

Но есть и другая версия. В 90-е годы, когда у нас был кризис, западные страны старались нам помочь в расчете на то, что Россия станет членом семьи развитых стран, которые являются носителями достижений цивилизации. Для этого надо было развивать рыночную экономику, проводить либеральные реформы, выстраивать демократические институты. В конце концов оказалось, что мы не делаем ни того, ни другого, ни третьего. По крайней мере, после разгрома ЮКОСа и не доведенной до конца попытки монетизации льгот все реформы остановлены. Разговоры продолжаются, но реальных сдвигов нет. Понятно, что это не может не вызывать неудовлетворения. Российская власть, в свою очередь, проявляет неудовлетворение, демонстрируя независимость. Но, по моему глубокому убеждению, никто на суверенитет или независимость России до сих пор не покушался.

Некоторое время назад я внимательно слушал выступление Вячеслава Никонова, который очень внятно объяснял свою позицию относительно «суверенной демократии». Россия, по его словам, обречена быть суверенным государством, поскольку основные пути передачи суверенитета – вступление в более масштабные союзы вроде Европейского — для нас закрыты. Ни мы не можем и не хотим вступить в ЕС, ни они нас особенно не ждут. С НАТО та же история. Позиция эта понятна, никто с ней не спорит. Главное заключается в том, как именно страна понимает свои национальные интересы, какими методами и исходя из каких стратегических установок их защищает. Надо определиться, по какую сторону баррикад мы находимся, кем, к примеру, для нас являются США — союзником или потенциальным противником, как во времена «холодной войны». Понятно, что в зависимости от того, как решается эта дилемма, различаются и интерпретация национальных интересов, и способы их отстаивания.

Возвращаясь к вопросу вступления России в ВТО, можно предположить, что за отказом США дать свое согласие стоит глубокое разочарование западных стран и, прежде всего, Америки, их ожидания относительно России оказались обманутыми. Поэтому режим наибольшего благоприятствования, в том числе и при вступлении во всевозможные международные организации и «клубы», для России отменен. Нам недвусмысленно дали понять, что время подарков закончилось.

Тем не менее, переговоры по вступлению в ВТО мы будем продолжать и, рано или поздно, к этой организации присоединимся. К сожалению, процесс этот несколько осложнится отзывом согласия Грузии, которая раньше России стала членом Всемирной торговой организации. Этот демарш также во многом был вызван российской политикой. Причем экономической в том числе. Уже после того, как соглашение с Грузией относительно вступления России в ВТО было достигнуто, наши власти приняли решение запретить ввоз грузинского вина и минеральной воды. Есть и чисто политические противоречия — в Северной Осетии, Абхазии. Очевидно, грузинские власти решили, что они в свое время слишком легко сдали свои позиции в вопросе нашего вступления в ВТО. И теперь они воспользовались одним из немногих действенных рычагов влияния на Россию. Нельзя сказать, что это было самое удачное решение и что оно принесет Грузии какие-то дивиденды, но нам доставит определенные неприятности. Михаил Саакашвили в Грузии не занимается строительством демократии. Его основная задача – сохранить территориальную целостность страны. Поэтому, едва придя к власти, он приступил к «усмирению» Аджарии. Сейчас он пытается решить абхазский и южноосетинский вопросы, и от позиции России тут много зависит. Если взглянуть на эту проблему без эмоций, исходя из стратегических национальных интересов страны, то выбирать нам приходится между нестабильными, но независимыми Абхазией и Южной Осетией и целостной, дружественной Грузией у себя на юге. Вместо того чтобы вступать в постоянные перепалки с нынешними грузинскими властями, необходимо искать приемлемое политическое решение.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.