В обществе
Это сладкое слово – ребрендинг
12 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА

В России новое повальное увлечение – ребрендинг.
Дать новое название, поменять логотип, перекрасить родовые цвета, переориентироваться, перепрофилироваться и просто чуть подновить полинялые одежки – все это теперь именуют модным словом «ребрендинг».
Ощущение, что до последнего времени в нашей стране ничего никогда не меняли. Компании как рождались на свет, так и жили, и умирали в одной и той же одежке, без времени почив в споре хозяйствующих субъектов или в отрицательной разнице пассивов и активов. Или доселе они просто не знали, что любые чуть более масштабные, нежели просто текущие перемены, можно обозвать по-западному, и, главное, что под это дело можно выбить из акционеров большие бабки. Одно дело просто логотипчик поменять, новую рекламную кампанию провести, а другое – «провести ребрендинг». На такое дело и сумм с многими нулями не жалко.
Или жалко?
Российский телевизионный бизнес от прочих видов бизнеса не отстает, а в иных аспектах их даже превосходит. Телевидению разве что с нефтянкой конкурировать не с руки, а с остальными он легко справится. 2,8 млрд долларов обещанных рекламных доходов за год способны убедить любого сомневающегося: ТВ — это серьезный бизнес. И все бизнесстратегии здесь в почете. Был бы от них только толк.

В тех случаях переименование было скорее какой-то точкой, логическим завершением определенного этапа трансформации обеих телекомпаний, которыми к тому времени уже по нескольку лет руководили Константин Эрнст и Олег Добродеев. В этом сезоне ребрендинг бежит впереди паровоза. И громкие объявления о смене логотипа, изменении написания названия и переориентировании на иную зрительскую аудиторию, следуют прежде, чем зритель успеет увидеть эти перемены в эфире обновляемого канала.
Два последних примера — «ТВ-Центр», перестраиваемый из старого ТВЦ, и желающий писаться отныне по-русски РЕН ТВ, возводимый на обломках прежней компании Ирены Лесневской.
Оба канала совершили акт публичной трансформации уже в течение первого года работы новых руководителей. Александр Орджоникидзе сменил в кресле главного управленца РЕН ТВ Ирену и Дмитрия Лесневских в прошлом октябре, Александр Пономарев пришел на ТВЦ под самый новый 2006 год. Обе трансформации призваны подчеркнуть решительные перемены при сохранении некой прежней сути, из-за которой старые названия решено не выбрасывать, разве что написать и прочитать по-новому. А заодно и логотипы поменять.



Все это похоже на смотр невест: все женихи хотят взять в жены исключительно юных красавиц модельной внешности, не замечая ни собственного возраста, ни проплешин, ни отросшего животика и прочих «радостей», которых никакими радикальными косметологическими процедурами не скрыть. И, главное, женихи не хотят замечать того факта, что юная красавица модельной внешности давно ушла к другому, изменять которому не собирается.
Так и в телевизионном случае. Устойчивая возрастная аудитория давно поделена между «Первым» и «Россией». Молодая социально активная и финансово состоятельная аудитория прикормлена развлекательными СТС и ТНТ. Новости эта аудитория узнает из Интернета, фильмы и сериалы смотрит преимущественно на DVD, а на интересные ей разовые проекты, вроде культового сериала Lost («Остаться в живых»), может прийти и на «Первый канал» — было бы что смотреть. Одними декларациями о ребрендинге эту аудиторию к себе не перетащить, а иных предпосылок заполучить эту аудиторию ни у ТВ-Центра, ни у РЕН ТВ нет.
Обновленный эфир ТВ-Центра выглядит революционно только по сравнению с самим собой годичной давности. А биться за зрителя-то нужно с конкурентами. Вторичный продукт, выстрелившие у конкурентов пару сезонов назад форматы, провинциально скопированные украинскими коллегами «Жди меня» в виде «Ключевого момента» вряд ли столь радикально обновят аудиторию канала, прежде нравившегося пожилым москвичам за соответствие их жизненной позиции и их культурологическим приоритетам. В итоге, часть старой аудитории на ТВ-Центре могут растерять, ведь прежде пенсионеры бежали на ТВЦ от не принятых ими новомодных жанров, которые теперь заполонили эфир и этого канала. Старую аудиторию на канале рискуют растерять, а новую так и не обрести. По крайней мере, за три недели обновленного вещания свои рейтинги канал не улучшил, и до заявленных перед новым сезоном показателей в 8% доли аудитории по Москве и 6% по России каналу как до луны.
