В Кремле

В Кремле В списках не значились

4 ДЕКАБРЯ 2006 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

edinros.ru
Съезд «Единой России» запомнился в большей степени не тем, что на нем происходило, а тем, чего не случилось. В бюро Высшего совета партии не вошел главный железнодорожник и друг президента Владимир Якунин. Не произошло поглощения единороссами Аграрной партии. Наконец, второстепенная, но небезынтересная подробность – на съезде не было первого вице-спикера Думы Любови Слиски.

С Якуниным получился конфуз: заранее было объявлено, что он, вместе с главой «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым, войдет в высшее партийное руководство. Но возникает вполне закономерный вопрос – кому это нужно было больше, Якунину или партии? У Якунина и без «Единой России» все есть — и расположение президента, и огромный ресурс в виде естественной монополии. Он настолько влиятелен, что упоминается почти в любом «шорт-листе» кандидатов в президентские преемники, насчитывающем свыше двух фамилий. Программа реформирования железнодорожной отрасли продумана таким образом, что Якунин в долгосрочной перспективе должен сохранить над ней контроль – в отличие от Чубайса, которому уже вскоре, видимо, придется расстаться с постом руководителя РАО ЕЭС в связи с ликвидацией этой компании.

А для «Единой России» приход Якунина принципиально важен. Да, партия по-прежнему регулярно побеждает на региональных выборах и имеет все шансы выиграть федеральные. Но важно, с каким счетом. Получит ли она в Думе большинство (желательно конституционное, как и в нынешней) или будет вынуждена вступать в коалицию и делиться руководящими портфелями. Отсюда и явная обеспокоенность единороссов в связи с созданием «Справедливой России», которая может привлечь на свою сторону часть региональных элит, а также электоральную периферию «Единой России». И желание показать – в том числе и с помощью привлечения в партийное руководство такого «тяжеловеса» как Якунин – что «Единая Россия» остается главной государевой партией. И что именно на нее, а не на мироновский конкурирующий проект, надо делать ставку всем разумным и рациональным представителям федеральных и региональных элит.

Только вот Якунину, вполне вероятно, мало быть номинальным «украшением» партийного Высшего совета. Одно дело – вместе с Грызловым перед съездом присутствовать при торжественном выпуске новейшего электровоза, на который заранее поместили хорошо узнаваемый «медвежий» логотип. И совсем другое – реальная расстановка сил, возможность провести своих кандидатов на приличные места в партийном списке, способность оказывать влияние на принятие ключевых решений в партии. Похоже, что единороссы не были готовы «потесниться» и рассматривали фигуру Якунина как имиджевую – неудивительно поэтому, что для партии якунинский электровоз, условно говоря, оказался на запасном пути. Сами партийные лидеры говорят, что глава ОАО РЖД может принять участие в партийных проектах, возможно, по словам Грызлова, даже в трех. Но пиаровский эффект от этого будет существенно смазан.


Кстати, формирование партийных списков будет представлять для «Единой России» непростую проблему. Пусть роль парламента в современной России резко снизилась, но не до такой степени, чтобы депутатский мандат утратил всякую привлекательность. Ведь пребывание в составе Думы дает возможность быть причисленным к федеральной элите, получить затем пост в структурах исполнительной власти или крупных холдингах. Да и лоббистские возможности парламентариев, хотя и существенно уменьшились, но все равно сохраняются – когда речь идет о неполитических, но все равно весьма денежных вопросах.

Например, перед съездом прошел слух, что к партии власти могут присоединиться аграрии (не все же только Миронову выступать в роли интегратора на партийном пространстве!), но пока что этого не произошло. Да, политические эксперты могут вполне обоснованно заявлять, что Аграрная партия не имеет шансов на самостоятельное прохождение 7%-ного избирательного барьера (в 2003-м она и 5%-ный не смогла перейти), а в осенних региональных выборах партия не смогла принять участие ни в одном субъекте Федерации. Но АПР – это реально действующая партия, а не фантом, имеющая достаточно амбициозных функционеров, которых очень трудно убедить в том, что у них нет никаких электоральных перспектив – тем более что в ряде регионов позиции партии носят достаточно крепкий характер. Здесь двумя «проходными» местами в федеральном списке (для председателя партии и ее главного спонсора) не обойтись: торг будет достаточно долгим. Поэтому и не удалось к съезду присоединить аграриев, создав выгодный информационный повод.

К формированию списков может иметь отношение и отсутствие на съезде Слиски, которая с момента основания «Единой России» играет в партии немалую роль. Напомним, что совсем недавно произошла довольно странная кража из ее квартиры, после которого только очень ленивый журналист, освещавший эту историю, не написал о списке похищенного, «тянувшем» на полмиллиона нерусских денег. Проблема в том, что имидж Слиски носит ярко выраженный социальный характер, что явно дисгармонирует с этим перечнем. Сама пострадавшая усмотрела в этой криминальной истории политический подтекст. Возможно, что и ее отсутствие в Екатеринбурге также не является простой случайностью, а связано с серьезной подковерной борьбой.

Похоже, что аппаратная конкуренция в рядах единороссов будет нарастать с приближением времени составления избирательных списков – в основном у единороссов их, видимо, подготовят к весне, но процесс окончательного согласования может затянуться до конца лета. Вот тогда и будет ясно, кто победил в аппаратной конкуренции, а кому в списке не нашлось проходного места.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.