В обществе

В обществе Из прошлого века

15 ЯНВАРЯ 2007 г. АНТОН ОРЕХЪ

Euronews/newsru.com
Да, нас ничем уже не удивишь. Садизм в армии, пытки в милиции. Вот разве что разврат в Куршевеле - это да. Тем не менее, я не про Куршевель. Я про Нижний Новгород.

Если вы не слышали об истории гражданки Лисиной (то ли Елены, то ли Ольги - неважно, имя вымышленное), я расскажу вам ее коротко. Лисину вызвали на допрос по делу об убийстве, в котором подозревали ее знакомого. Ничего существенного рассказать она, судя по всему, не могла. Но следствию нужны были показания, желательно поскорее. Поэтому старший опер приковал ее наручниками и изнасиловал, потом Лисину били, пускали ток, надевали противогаз и перекрывали воздух, потом все по новой. Участвовали в "допросе", насколько я понял, четыре человека.

Девушка подала заявление об изнасиловании и побоях, после чего это дело сперва завернули для дополнительного расследования, а затем многократно заворачивали по причине "отсутствия состава преступления"! К сожалению, не знаю точных формулировок, в чем именно состояло "отсутствие" - в насилии, противогазе, побоях или электрических проводах, подсоединенных к человеку? В итоге сейчас дело рассматривает Страсбургский суд по правам человека.

Предвижу, что краткие подробности тронули не всех читателей. Кому-то надо живописать групповое изнасилование в милиции более красочно, кто-то хочет знать, чем и куда именно били и как конкретно душили. А кто-то и вовсе скажет (и уже говорит): ну и что, первый случай что ли?

Но давайте всё же обратим внимание на такие очевидные факты, как, например: девушку насилуют те, кто в первую очередь обязан ее защитить! Социологи свидетельствуют, что граждане не просто не доверяют правоохранительным органам - это бы еще ладно - граждане их боятся! Прекрасно помню, как оказался в милиции в качестве потерпевшего - вещи украли. И как неуютно себя чувствовал, словно это я украл, а не у меня, и какое странное впечатление производили эти люди в погонах, и как вообще начинаешь невольно настораживаться, встречая милиционера где-то в общественном месте - а вдруг что?

pytkam.net
Обратите внимание на дату - 1999 год! Это было в прошлом веке! С прошлого века человек не может найти правосудие! Если дело попало в Страсбург - это значит, что на родине пройдены все инстанции и нигде истец не нашел справедливости! Нигде! Говорят, что у этих милиционеров и следователей в местном суде какие-то родственники. Но сколько случаев, когда бандитов в погонах суды покрывали безо всяких родственников!

И это, кстати, был допрос обычного свидетеля. Я не хочу сказать, что подозреваемых и обвиняемых можно пытать. Я хочу сказать, что ради нужных показаний, у нас пытают кого угодно!

Но только ли у нас? Мы часто сбиваемся на трагические противопоставления, мол, в цивилизованных странах ничего подобного быть не может. Может! Тайные тюрьмы ЦРУ, концлагерь Гуантанамо, пытки в Абу-Грейб - в цивилизованном мире тоже "негров вешают". Но, как говорил незабвенный Жеглов, в очередной раз возникший в эти дни на экране, "правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать".

Властей, общества. Цивилизованность определяется не отсутствием дикости, а реакцией на нее. Становятся ли такие случаи достоянием гласности или замалчиваются? Наказываются ли виновные по всей строгости или не наказываются, либо наказываются неадекватно мягко. Может ли человек добиться правосудия на территории своей страны, или он вынужден искать справедливости в международных инстанциях? Так вот меня удивляет не то, что никто не наказан, и не то, что дело дошло до Страсбурга, а то, что о нем вообще стало известно.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.