В погонах

В погонах Партизанская война охватила Россию

31 МАРТА 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Himvoiska.narod.ru

По размаху военных учений, развернувшихся сейчас по всей стране, видно, что на боевую подготовку действительно отпущены немалые деньги. Не успели в Московском военном округе закончиться крупные маневры, в которых приняли участие 106-я и 98-я дивизии воздушно-десантных войск, как в Северо-Кавказском округе начались учебные бои между 19-й дивизией и 205-й бригадой. По сути дела в Вооруженных силах идет проверка готовности наиболее боеспособных частей и соединений.

Одновременно с маневрами Россию охватила настоящая партизанская война. Нет, я не о том, что согласно веяниям времени военные изо всех сил пытаются сделать вид, что вполне традиционные учения носят антитеррористический характер. Учения сопровождаются массовым призывом на сборы резервистов, которых за нестроевой вид еще с советских времен именовали партизанами. Этих мужчин в возрасте от 27 до 40 лет заставляют вспомнить свои военные специальности – те, которыми они владели лет 10-15 назад. Понятно, что попытка восстановить эти навыки за пару недель является полной профанацией. К тому же небезопасной для тех, кто ею занимается. Неделю назад один из «партизан», призванных в Пермской области, расстрелял других резервистов. Оказалось, что убийца – дважды судимый наркоман.

Казалось бы, военные, получив возможность заниматься настоящей боевой учебой настоящей армии, должны были постараться избавить от «партизанщины». Но нет, несмотря на очевидную сомнительность всех этих учебных сборов резервистов, сами военные считают их занятием чрезвычайно важным. Они с гордостью рапортуют о растущем числе партизан. «Красная звезда» сообщила, что в Волгоградской области мобилизовано аж 35 тысяч (!) человек. А организаторы сборов в Пермской области (тех самых, где «партизаны» перестреляли друг друга) отчитались в том, что 1800 резервистов съели 35 тонн продовольствия и расстреляли 32 тысячи патронов.

Дело в том, в Минобороны просто не представляют себе иного способа обороны страны, кроме как с помощью массовой мобилизации. Заместитель министра генерал Александр Белоусов признал недавно, что Силы общего назначения можно привести в боеспособное состояние только посредством мобилизационных мероприятий. Здесь показательно уже то, что боеготовность измеряется исключительно количеством солдат, поставленных под ружье, а не качеством войск – то есть не тем, что они могут делать на поле боя. При этом хорошо известно, что даже если случится чудо и военному ведомству удастся в день «Ч» призвать несколько миллионов человек, то стратегические запасы амуниции и оружия, с помощью которых можно было бы экипировать огромную армию, давно исчерпаны. А приватизированная промышленность уже не может быстро перестроиться на выпуск вооружений.

Но руководство Минобороны и Генштаба делает вид, что верит в возможность массовой мобилизации. Ведь этот миф позволяет сохранить в неприкосновенности замшелую систему организации и функционирования Вооруженных сил. Этот миф дает логичное объяснение тому, почему в российской армии больше полковников, чем лейтенантов: должен же кто-то командовать «партизанскими» дивизиями. Этот миф объясняет очень многие анахронизмы, включая сохранение призыва. Вот почему Минобороны готово тратить тонны продовольствия и миллионы рублей на бессмысленное занятие, каким являются сборы «партизан».

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.