В Кремле

В Кремле Один Пичугин и 24 присяжных

31 МАРТА 2005 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

Newsru.com

Прокурор Камиль Кашаев обнародовал сенсационную новость: по делу Пичугина проходит отец Ходорковского. Горин ездил-де к нему, рассказывал о совершенных им по приказу акционеров убийствах и просил заплатить. После этого и пропал. Так показывают свидетели.

Ценность такого свидетельства очевидна. Свидетели с таким же успехом могут утверждать, что покойник Горин рассказывал об участии Ходорковского в подготовке «Норд-Оста». Причина показаний тоже понятна: власть давит на Михаила Ходорковского. Давит, переходя все нормы порядочности, не говоря уже о здравом смысле. Это не беспредел. Беспредел - это когда Ходорковского сажают. А когда ему намекают, что сейчас посадят его отца, как соучастника в убийствах - это что-то другое. За беспредел придется отвечать в будущей жизни. А за такие выходки - в этой.

Но более всего важно другое: заявление прокурора Кашаева обнаруживает причину того, почему процесс Пичугина был объявлен секретным. А также качество следствия и качество показаний. Нежелание многих - и в том числе мое - писать о деле Пичугина вполне понятно. Обвинение в убийствах как болезнь. Диагноз нельзя поставить по телефону. Не видя дела (а оно секретное), глупо утверждать, что Пичугин не убивал, потому что, мол, мы знаем, что в ЮКОСе - славные ребята.

И все же ряд вопросов к секретному делу есть.
Первое. Адвокаты Пичугина утверждают: в первые же дни их подзащитного допросили с помощью психотропных веществ. Понятно, что добытое таким образом признание не является доказательством. И не потому, что его нельзя предъявить в суде. А потому что если спросить человека «ты убил?», и под психотропной атакой он ответит «да», то это может быть результатом внушения.

Но вот если спросить не «ты убил?», а «куда ты дел трупы?», то ответ внушить уже нельзя. Человек либо отвечает, куда он дел трупы, либо не отвечает - если он не убивал. Единственный способ не изобличить себя в убийстве при психотропном допросе - это не совершать его. Потому что после признания под психотропными веществами трупы выкапывают, улики устанавливают - и обвинение уже основывается не на показаниях свидетелей, а на уликах.

Но обвинение Пичугина по-прежнему основывается на показаниях свидетелей. Трупов и улик нет.
Второе. У нас совершенно сервильный судейский корпус. Московский суд может вынести любое решение, включая решение о том, что подсудимый украл с неба Луну и продал ее в Гамбурге. Но тем не менее дело Пичугина ведет приехавшая из глубинки судья Наталья Олихвер. Почему на такое дело не хватило сервильных московских судей?

Третье. Дело Пичугина было объявлено секретным. Почему? Вспомним, Пичугина взяли прежде Ходорковского и Лебедева. Мне кажется, что именно дело Пичугина должно было стать центральным в истории с ЮКОСом. Планировалось, видимо, так: Пичигун рассказывает, кого и сколько он убивал по заказу Невзлина, на этом основании берут Невзлина, выбивают у него показания на Ходорковского, на этом основании берут Ходорковского, говорят: либо садись, либо делись.

Получается публичный процесс, в ходе которого обсуждают не какие-то там налоги и приватизационные конкурсы, а убийства. Вот он Пичугин, вот они трупы, вот оно, звериное лицо олигархов. И вдруг программу пришлось срочно менять: процесс сделали секретным, присяжных набрали с допуском к государственной тайне, причем даже и при присяжных с допуском вынести обвинительный приговор удалось только со второй попытки. А публичный процесс? Увы, пришлось спешно домысливать что-то другое: налоги, приватизацию.

Четвертое. Обвинение Пичугина выстроено на показаниях г-на Пешкуна и членов банды Коровникова. Коровников - это даже не бандит. Это садист. Его банда - это не уголовники. Это кучка негодяев, которые чудовищными способами убивали и насиловали женщин (8 доказанных эпизодов), снимая с них цепочки по 180 рублей.

Понятно, что в тюрьме таким, как Коровников, грозит то же, что их ждет в Аду. От чертей они вряд ли смогут откупиться, но наша прокуратура другое дело. Очень просто сказать такому человеку: дай такие-то показания, а то сядешь в общую камеру.

А теперь логический вопрос. Предположим, в ЮКОСе убивали. Еще можно поверить, что на убийство подряжали спецназовцев, профессиональных киллеров, воров, авторитетов. Но психопатов с куриными мозгами? Помимо всего прочего, киллерами люди Коровникова как раз не были. Они умели вшестером убить одну бабу.

У многих российских олигархов есть странные эпизоды в биографии. Сильвестр в свое время поссорился с Березовским. После этого за неудачным покушением на Березовского последовало удачное - на Сильвестра. Понятно, что у Сильвестра было много врагов, но для Березовского все сложилось очень удачно. Феликс Львов мешал «ТрансУорлд Груп» (ТВГ) - вооруженные люди вытащили его из самолета и бросили мертвым в леске. Понятно, что не было ни одного алюминиевого завода, который Львов не кинул, - но для ТВГ все сложилось удачно. Мэр Петухов враждовал с ЮКОСом - и мэра расстреляли. Понятно, что мэр Петухов был частью той густой криминальной действительности, которую представляла собой жизнь Нефтеюганска до прихода ЮКОСа, что он не поделил с чеченцами городской рынок, что его, загнанного в угол, могли убить подельники, опасавшиеся, что ЮКОС сейчас арестует мэра и начнет тащить из него подробности откатов, схем, «чеченской» нефти и пр. Но никого не поймали - а пол-Юганска убеждено, что Петухова грохнул ЮКОС. Правда, при этом часто прибавляют: «И слава Богу».


Но, похоже, вопрос о степени криминальности олигархов - сам по себе, а дело Пичигуна - само по себе. Вряд ли фабрикация дела Пичугина - заслуга нынешнего следствия. У ЮКОСа всегда было много врагов - Рыбин, Кантор, соперники по приватизации 95-го года. И когда эти враги пришли к силовикам обналичить свои обиды, им надо было что-то предъявить, кроме просьб, доводов и денег. Вот пожалуйста - показания на Пичугина. И люди (банда Коровникова) уже сидят. Такого рода показания в России штампуются штабелями на уровне райотделов: матерые силовики наверняка придумали бы подставку покруче, чем показания «коровниковских».

Я думаю, что люди, которые брали Пичугина, либо искренне верили, что он убийца, либо полагали, что могут убедительно это доказать. Дело Пичугина - еще раз повторюсь - должно было стать центральным в разборе с ЮКОСом. А стало - секретным. Почему? Да вот прокурор Кашаев случайно проговорился почему. Оказывается, покойник Горин ездил к отцу Ходорковского и признавался ему в убийствах. Так показывают свидетели.

Если свидетели в том же духе показывают и остальное - немудрено, что пришлось выписывать из Ульяновска судью Олихвер и собирать целых два состава секретных присяжных.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.