В Кремле

В Кремле Конкретная абстракция

9 ФЕВРАЛЯ 2007 г. АНТОН ОРЕХЪ

kremlin.ru
Привычка искать в тексте подтекст, подразумевая, что самое главное кроется «между строк», заставляет предположить, что выступление министра обороны Иванова на правительственном часе — это не просто выступление. Это презентация.
Причем презентация не военной доктрины и планов перевооружения и модернизации армии, а презентация самого Иванова.

Понимаю, что игра в преемника всем порядком осточертела, но игра-то продолжается. Не стану говорить о том, что всякие догадки бессмысленны, потому что придет Барин и рассудит как ему вздумается. Назначит, кого захочет, а то и вовсе скажет, что, мол, поигрались и будя, остаюсь, так уж и быть, для дальнейшего прохождения службы. Выбора-то у нас всё равно нет. Конечно, из самого простого любопытства интересно было бы узнать, кто будет этим, черт его дери, преемником.

Предлагают нам (если пользоваться открытыми источниками информации) двух претендентов. Иванова и Медведева. В эти дни предложили снова. Медведев посетил какую-то звероферму, потом больницу, сказал там много всяких слов. Иванов выступил в Думе. Сказал не просто много, а так много, что по объему это больше походило на тронную речь.

Такой вот получается кастинг. С Путиным обоих не сравнить — куда уж, но чем богаты, не всем же быть гениями современности. И пока Иванов набирает куда больше очков, чем Медведев. И человеческих, и профессиональных.

Вот в человеческом плане. Дмитрий Медведев — это яркий представитель неживой природы. Говорит правильно, ясно, логично. Свидетели утверждают, что он и по-английски иностранцам в Давосе столь же блестяще, последовательно и доходчиво все разъяснил. Но не живой он человек! Мы живем в какой стране? Нам не проповедник нужен, нам нужно, чтоб непременно при случае ремня всыпать мог! Чтобы мертвых из окопов поднял, чтобы ботинком в ООН дубасил, чтобы на танк влез, в сортире замочил! А куда Медведеву на танк? В каком сортире он кого замочит? Каким ботинком? Он и матом-то, поди, не ругается при людях. Так не годится. Либералы одно время решили, что пускай уж лучше этот, чем кто другой, вроде вреда от него меньше. Но теперь, кажется, они уже махнули на Дмитрия Анатолича рукой.

Иванов, конечно, тоже из неодушевленного мира. Но его неодушевленность другого сорта. Про Медведева так и хочется сказать — никакой. А про Иванова разве так скажешь? Он еще какой «какой»! Ботинком, может, и не стукнет да и в сортире, скорее всего, пачкаться не станет, но напужать могёт! Сразу видно, что недобрый он человек, что улыбка у него не смешная, речь роботизированная, но это все ему только в плюс: преемник должен быть человеком сурьезным, тут вам не хиханьки. Харизма, короче. Жиденькая, но есть. У Медведева её так и вовсе нету.

А профессионально этих двоих и сравнивать нечего. Вот скажите мне: чем занимается Дмитрий Медведев? Никто не знает! То есть всем известно, что он отвечает за национальные проекты, но что это такое?! Никто не знает, что такое национальные проекты! Они есть, но они есть только в телевизоре, где и больницы, и интернет-классы в тундре, и зверофермы с компьютерной дойкой коров. Все это хочется увидеть лично, потрогать самому, ощутить на себе конкретно. Но выходит, что все хорошо, все даже очень хорошо — но там, где нас нет. Поэтому поездки неживого человека по несуществующим местам, где реализуются неведомые проекты, никак не говорят в пользу Дмитрия Анатолича.

Иное дело Сергей Борисыч. Армия, на первый взгляд, плохая стартовая площадка. Про нее-то как раз мы знаем не из телевизора. А то, что знаем из телевизора, тоже не лучшая реклама для Вооруженных сил. Но выходит Иванов на трибуну и бог знает сколько времени сыплет разными цифрами, что и когда будет для армии построено, закуплено, перевооружено — и это производит впечатление! Потому что военная мощь всегда производит впечатление. Потому что две новых больницы у черта на куличках неосязаемы, а двадцать новых ракет — вполне. Люди не смогут их потрогать или хотя бы увидеть, им от этих ракет, крейсеров и военных спутников никакой реальной личной пользы нет. Но это та абстрактная польза, которая тоже необходима. Как олимпийские медали или высадка на Луне. И как осознание того, что твоя армия вооружена новейшим оружием и уже потому сильна.

То есть преимущество Иванова перед Медведевым в том, что он может говорить конкретно об абстрактных вещах (да еще с «металльчиком» в голосе). А Медведеву приходится полушепотом говорить абстрактно о вещах вполне конкретных. Ракеты в повседневной жизни не нужны, но они будут. А нацпроекты реально необходимы, но никем не осязаемы. Так в чью же пользу расклад?

Хотя я, безусловно, не забываю о сказанном в самом начале, что эти рассуждения лишь часть игры. А как там решится — пёс его знает. В переносном смысле. Пёс, но, надеюсь, не тот — по кличке Кони.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.