В Кремле

В Кремле Спор славян между собою

28 ФЕВРАЛЯ 2007 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

tden.ru/mosps.ru
«Российская газета» одарила своих читателей дивной дискуссией. Некоторое время назад в ней была опубликована большая статья лидера «Свободной России» (правда, скоро эта партия будет называться по-другому – «Гражданская сила»), известного адвоката Михаила Барщевского, в которой новоявленный политик с присущим ему полемическим задором, убедительно и аргументированно обрушивается на СПС.

По прошествии двух недель ему отвечает один из руководителей СПС Борис Надеждин. Отвечает убедительно и аргументированно.

Барщевский говорит о том, что стране нужна новая правая партия, потому что СПС давно не отражает реальных взглядов и чаяний либеральной части российского общества, продался Кремлю и никакой оппозиционной силой не является. И Надеждин говорит о том, что «Свободная Россия» — проект Кремля, не отражает реальных взглядов и чаяний либеральной части российского общества и потому никакой оппозиционной силой не является. Я намеренно упрощаю позиции обоих уважаемых авторов, но каждый, кто не поленится заглянуть в «Российскую газету», с легкостью может убедиться, что суть взаимных претензий состоит именно в этом.

Почему Барщевский нападает на СПС, понятно. Он создает партию на месте, которое уже формально занято, и стремится расчистить это место. Обращаясь к потенциальному электорату, Барщевский как бы говорит: «Вам много лет морочили голову, что вот они (в смысле – СПС) и есть истинные поборники либеральной идеологии. А они – никто, пыль под ногами. Вот я сейчас здесь пропылесосю и тогда уже приходите все, и мы, «Свободная Россия», явим вам пример истинного служения либеральной идее, возродим в ваших сердцах надежду и поведем вас в светлое будущее без Чубайсов и Гайдаров».

Борис Надеждин по понятным причинам, конечно, не может согласиться с такой постановкой вопроса и выдвигает встречные обвинения.
Вот, честное слово, я бы никогда не стал утомлять наших уважаемых читателей описанием перепалки двух политиков, волею судьбы и Кремля оказавшихся в одной песочнице и делящих лопатки, совочки и ведерки, если бы не одно, как мне кажется, весьма любопытное обстоятельство.

Среди политологической публики существуют две трактовки самого факта появления на свет новой правой партии. Одни говорят: Кремль придумал эту бодягу, чтобы держать СПС на постоянном крючке. Дескать, начнете кобениться, слова разные произносить, мы вас быстро задвинем на задний план, а вперед пустим адвоката с Паркером. Накачаем их деньгами, медийным и административным ресурсами, подкинем пару толковых технологов, и они за пару месяцев подгребут под себя весь ваш хилый электорат.

Другие аналитики уверены, что «Свободная Россия» — в чистом виде коммерческий проект. То есть притянули бюджет, по-быстрому распилили и разбежались. Лично мне второй вариант кажется более жизненным. Тем более что лояльность СПС сегодня ни у кого не вызывает сомнений, а крючков для них и без адвоката Барщевского хватает. Один Анатолий Чубайс чего стоит. Чубайс по сравнению с Барщевским – не крючок, а целая вешалка, с которой СПС не слезть, не спрыгнуть.

Но как бы там ни было, ситуация с двумя правыми партиями отчасти повторяет историю с двумя Россиями – единой и справедливой. Вот Грызлов лается с Мироновым, а Барщевский — с Надеждиным. Понятно, что вторая пара выглядит поизысканнее, но суть от этого не меняется, поскольку в их споре нет содержательного зерна, а сами эти партии, даже вместе взятые, в нашей жизни практически никакого значения не имеют.
Не мы же с вами, в конце концов, будем решать, кто победит в этих увлекательных дискуссиях. Нам с вами просто объявят результат, на который, впрочем, нам тоже начхать.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.