В Кремле

В Кремле Режимный объект

5 АПРЕЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Коллаж ЕЖ

Странное дело, день за днем публицисты и политологи различной политической окраски убеждают нас: «цитрусы» в России не растут, цветные революции невозможны по определению. И цены на нефть высокие, и молодежь инертная, и оппозиции по сути дела не существует вовсе. Все так, и, казалось бы, российским начальникам беспокоиться не о чем. Однако «за стенкой» явно нервничают. Вот Путин вдруг становится неожиданно ласковым к олигархам и обещает им узаконить итоги приватизации, а также уменьшить налоги. Вот замглавы администрации Владислав Сурков старательно выясняет у рок-музыкантов, будут те поддерживать революционеров или нет. Пространное интервью руководителя кремлевской администрации Дмитрия Медведева журналу «Эксперт», в котором содержится попытка изложить некий стратегический курс, тоже выдает нервозность большого начальства.

Эта нервозность дает себя знать прежде всего в той торопливости, с которой сработан этот текст, с одной стороны, претендующий на концептуальность, а, с другой, не содержащий ни одной свежей идеи, зато изобилующий очевидными внутренними противоречиями.

Операция «Преемник»
Главное, что волнует Кремль: как передать власть путинскому преемнику и не спровоцировать при этом волнений. «Легальный переход власти у нас всегда был непростым, — с печалью констатирует Медведев. — В царские времена он основывался на кровном родстве, в советские – на решениях элиты, легендируемых под акты народной воли. Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии». Заметим, что при всех рассуждениях о «реальной демократии» Медведев старательно избегает слова «выборы». Нет сомнений, что речь идет не о переходе власти в соответствии с Конституцией к победителю на президентских выборах, а именно «передаче» ее доверенному человеку.

Опасаясь, что не все согласятся безучастно наблюдать за реализацией этих кремлевских планов, Медведев тут же начинает запугивать грядущими катастрофами, если Кремлю не удастся создать «традицию передачи власти». Оказывается, главный риск заключается в возможной «драке элит».

«Если мы не сумеем консолидировать элиты, — стращает глава администрации, — Россия может исчезнуть как единое государство». При этом очевидно, что никаких конфликтов элит не наблюдается. По причине отсутствия этих элит как таковых. Последние пять лет Кремль только тем и занимался — и занимался вполне успешно, — что и на региональном, и на федеральном уровне ликвидировал любой намек на чью-нибудь самостоятельность или хотя бы на наличие собственного мнения. Собственно говоря, это признает и сам Медведев, утверждая, что власть видит свою задачу в установлении «единства исполнительной власти в масштабе России» (те, кто составлял текст медведевского интервью, не заметили второпях аллюзии на проект «О введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова – честное слово, кремлевцы рождены, чтоб пародию сделать былью).

Снова «Спасай Россию»
То, что для Путина и компании единственным средством решения всех проблем является укрепление пресловутой вертикали власти, – не новость. Удивительно, что опытные политтехнологи не придумали никакой новой страшилки, кроме как угроза дезинтеграции. Помилуйте, последние пять лет Кремль, если верить путинским заявлениям, только тем и занимался, что боролся с угрозой распада страны.

Разве не ради этого он начал вторую чеченскую войну? Разве не по этой причине губернаторов сначала выбросили из Совета Федерации, а потом превратили в назначаемых президентом чиновников? Разве не необходимостью сохранения целостности страны оправдывались все мерзости «декоративной демократии»: фактический переход к однопартийной системе, установление президентского контроля над телевидением? И теперь получается, что все это напрасно. Как была угроза распада, так и осталась, несмотря на пятилетние титанические усилия В. В. Путина.

Но эти очевидные противоречия совсем не волнуют Медведева. Теперь бери выше. Необходимостью спасения России от распада он оправдывает существование путинского режима как такового: «Консолидация российской элиты возможна только на одной платформе – для сохранения эффективной государственности в пределах существующих границ». То есть какой-никакой режим, а осуществляет «государственность» в пределах существующих границ.

Глобализация задачи поразительным (хотя если подумать, вполне естественным) образом совмещается у Медведева с очевидным стремлением снять с Кремля всякую ответственность за происходящее в стране. С вялым равнодушием постороннего наблюдателя он, в частности, констатирует, что государственные чиновники действуют на рынке как частные игроки, что они используют в своих корыстных интересах возможности государства. Медведев сетует на то, что в стране отсутствует независимая судебная система. Как будто все это – не прямой результат деятельности его администрации.

По сути дела Кремль предлагает россиянам согласиться с тем, что в стране будет неопределенно долгий срок существовать режим, который всем навязывает «единство власти», но при этом ни за что не отвечает.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.