В Кремле

В Кремле Пожнете бурю

30 МАРТА 2007 г. АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК

lenta.ru
События минувшего воскресенья в Нижнем Новгороде поставили жирную точку в пустых разговорах об основополагающей роли права и правосудия в жизни страны. Гражданам было отказано в конституционном праве на демонстрацию. Правовое государство в России так и не состоялось. Мечта о торжестве закона в государственной жизни осталась только мечтой. Государственное устройство, восторжествовавшее в России в 1917 году и основанное на пренебрежении законом во имя политических интересов, и 90 лет спустя остается таким же незыблемым и не поддающимся реформированию; разве что масштабы преступлений разнятся.

Собственно говоря, правовыми решениями власть не жаловала нас и раньше. Наверное, на одно законное решение приходилось десять незаконных. Но всегда можно было перевести стрелки ответственности на нерадивых чиновников, безграмотных судей, необузданных военных, необразованных милиционеров и превратно толкующие закон спецслужбы. Разгон мирной демонстрации 24 марта в Нижнем Новгороде свалить на местную власть не удастся – слишком долго к ней готовились обе стороны, слишком много об этом писали и говорили. Ответственность за преступление против Конституции России неизбежно ложится на федеральную власть и гаранта Конституции – президента страны.

Внешне мы сразу стали похожи на многие страны, которых обозначают емким словом «изгои», больше всего — на самую близкую к нам – Белоруссию. Ровно год назад там также жестоко разгоняли мирную демонстрацию, хватали всех без разбора, включая иностранных журналистов, избивали людей в омоновских автобусах, фальсифицировали административные и уголовные дела. Будто Александр Григорьевич Лукашенко заехал на пару дней в Нижний поделится своим наработками.

Хотя нам не нужны импортные учителя по части политических репрессий — у нас собственный богатый опыт беззакония. Где был закон, когда федеральные войска убивали в Чечне без суда и следствия не только вооруженных сепаратистов, но и мирное население? Где прячется правосудие, когда подсудимые в судах заявляют о пытках на следствии, а судьи выносят им обвинительные приговоры? Куда спряталась юстиция, когда сын министра обороны Сергея Иванова сбил женщину на пешеходном переходе и ему даже пальчиком никто не погрозил? Не знаю, пожурил ли его хотя бы папа за семейным ужином.

А вот и свежий пример изгнания закона из государственной жизни. 26 марта «МК» изложил версию убийства Шамиля Басаева: внедренные агенты спецслужб сначала усыпили террористов, добавив им в еду снотворное (опыт богатый), их грузовик с оружием заминировали, а когда они проснулись, грузовик взорвали. Трудно сказать, насколько правдива эта версия, но что утечка информации, подлинная или липовая (с фотографиями и описью оружия), организована спецслужбами, сомневаться не приходится. Однако вопрос: если все это и в самом деле так, то почему террористов и Басаева не попытались арестовать, чтобы предать в руки правосудия? Страшно было связываться, или убийство без суда стало государственной нормой? (А еще можно было, например, взорвать спящими — или это особая форма благородной мести?)

Затоптанное право – условие благополучной жизни властей предержащих. Управляемая демократия создала управляемое правосудие – идеальную среду для безнаказанной коррупции, взяточничества, хищений из госбюджета, захвата чужого бизнеса и политической власти. Красивые слова о правовом государстве – продукт на экспорт, а россияне своим умом должны понимать, каково значение абстрактного права, а каково – конкретных интересов.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.