В Кремле
Ответ Александру Осовцову, или "Западло-2"
23 АПРЕЛЯ 2007 г. НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
В своей заметке "Да, западло!" Александр Осовцов гневно заклеймил меня и М. Барщевского. С какого припеку здесь меня соединили с М. Барщевским, я не знаю, как не знаю и его позицию по данному вопросу. Отвечать буду за себя.
Лень, да и незачем объясняться по поводу Лукина и Памфиловой. Если они - "шестерки" - и с ними "западло", а, скажем, Лимонов и, скажем, Белковский - ваши братья по разуму - и с ними не "западло", значит, так тому и быть. Примите мои поздравления.
Тем более лень и незачем объясняться по своему собственному поводу.
Говорю же, что я смиренно настроен. Как сказал недавно уже А. Рыклин в отношении той же многострадальной Э.А. Памфиловой, "все божья роса". Все мы получаем деньги, хотя и в разных кассах. И эти деньги при желании оппонирующей стороны вполне могут быть названы "серебренниками". Так что не будем гулко бить себя кулаками в грудь, как самец гориллы, и кричать, что именно мы - всех милее, румянее, белее и крепче всех любим нашу демократическую Родину. И что именно мы - ангелы целомудрия и чести, а те, кто не с нами - все б-ди подзаборные.
Теперь по существу. Я действительно считаю, что апеллировать к Западу, тем более демонстративно апеллировать, по поводу наших очень серьезных проблем и неразумно, и опасно. Неразумно потому, что Запад нам не поможет. Да и не захочет.
За исключением Второй мировой войны, когда угроза была общей, и был еще Черчилль (сейчас нет политиков такого масштаба), никогда толком не хотели помочь. В том числе, после Октября 17-го, когда для этой помощи налицо были идеальные возможности. А и захотят - как помогут? Чем? Не пустят Лужкова с Матвиенко? Серьезный вклад в дело российской демократии.
Опасность же в том, что жесткие меры в отношении российских чиновников будут естественно восприняты как жесткие меры в отношении России. Причем восприняты и там, и здесь. И приведет это неизбежно только к одному - к тому, что взаимное отталкивание, и без того опасное, станет еще более сильным. У подавляющего большинства граждан России (а ведь, кажется, серьезные политики должны ориентироваться в первую очередь на граждан своей страны, или я ошибаюсь?) укрепится недоверие и ненависть к Америке. Соответственно, ослабеют (хотя и так уже дальше некуда) позиции либеральных, т.е. объективно ориентированных на западные цивилизационные ценности политических сил.
Та же часть российской элиты, которая ненавидит Запад и мечтает о том, чтобы восстановить в максимально возможной степени железный занавес, получит серьезный козырь. Т.е., иначе говоря, козырь получат сторонники силового произвола - тот самый омоновец с дубинкой. Т.е., иначе говоря, если ты дополнительно заводишь (хотя куда уже больше) Запад против России, ты молодец: тебе аплодируют те, кто более всего на свете мечтают послать этот Запад куда подальше и, уже ни на кого не оглядываясь, весело, по-свойски, разобраться со страной, с тобой, со мной, а в первую очередь - с нашими уважаемыми правозащитниками.
Поэтому вместо того, чтобы хлопотать в Америке и ЕС - это уже замечаю для Осовцова и его единомышленников - не худо было бы попытаться поработать на российском политическом пространстве. И не только на митингах. А буднично. Попробовать родить для разнообразия какую-нибудь позитивную программу, кроме "Долой Путина". Понимаю, что это непросто. Понимаю, что избиратель у нас сложный, с ним труднее, чем с западной прессой. Понимаю, что любой позитивный пункт программы, выходящий за рамки лозунга "Долой Путина", немедленно расколет нерушимый блок Касьянова-Каспарова-Лимонова. Понимаю. Очень трудно.
Гораздо труднее, чем ждать следующего марша в надежде (вполне, впрочем, обоснованной), что власти в полицейском раже преподнесут очередной подарок: обеспечат если не политические очки, то впрыск доброй порции адреналина.