В обществе

В обществе Гамбит втёмную

28 ИЮНЯ 2007 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ

lenta.ru

В новостях вновь заголовки типа "ГУВД: в Москве готовятся столкновения на национальной почве", хотя недели не прошло после... после чего? Как назвать случившееся в прошлую пятницу, 22 июня, в центре Москвы? Что там вообще произошло — то есть каковы ход, причины и смысл событий? Я позволю себе высказаться на этот счёт, хотя и не смог быть "в нужное время в нужном месте". 

Но реконструкцию событий сделали без меня: «"Драка" 22-го июня в Москве обросла огромным количеством неточностей и просто мифов. Они перекочевывают в СМИ. Надо было утратить всякий разум объединенным кавказцам и азиатам, чтоб в траурный день 22-го июня — день начала Великой Отечественной войны, — сначала оскорбительно танцевать национальные танцы вокруг часовни, посвященной героям Плевны (там русские патриоты молились против гомосексуалистов), что-то оскорбительное делать на Манежной площади, приставая к девушкам, напасть на участников молебна, но уже на Славянской, где заодно разгромить кафе, избивая прохожих. Большинство сказанного — ложь» — пишет в статье "Хотите убить русского? Хроника и анализ событий в центре Москвы 22 июня" Анна Каретникова. Вместе с коллегами из Антивоенного движения они вполне профессионально зафиксировали события на месте, проанализировали наблюдения и видеозаписи — свои и чужие, — прочие разнообразные источники и "версии.  

Автор, работавший в зонах этнических конфликтов, позволит себе дополнить цитаты из статьи своими комментариями.



Вечером 21 июня группа славянских ребят поссорилась с группой кавказской молодежи, традиционно отдыхающей на Манежной: то ли одним не понравились кавказские танцы, то ли другим — российский флаг. Кавказцы предложили «поговорить» в другом месте, подальше от Кремля и его охраны, русские не согласились — кавказцев было слишком мало. Те предложили подтянуть своих. «Забились» на следующий день на 19.00... там же на Манежной. 

Не так ли начинались все известные нам подобные конфликты последних лет — Ставрополь-2007, Кондопога-2006, забытые уже Яндыки-2005? Сначала — бытовой конфликт. Потом его разрешение, но не путём переговоров или обращения к властям, а именно так, "забив стрелку".

Просто в Ставрополе такой "стрелкой", то есть массовой дракой, дело начинается. В Кондопоге же "своих" начали скликать сразу, не откладывая "на потом". А в Яндыках точь в точь: сначала драка по конкретному поводу, потом — "стрелка"...  Только место и время в Москве было назначено не совсем подходящее. "Стрелка" на Манежной 22 июня при милицейском «усилении» — гарантия, что битва не состоится, так что цель не достойно выступить "стенка на стенку", но лишь придать событиям значимость и размах.

Весь следующий день интернет кишел приглашениями на "стрелку". Частный конфликт превращался в общественно значимый с помощью двух-трех грамотных ходов. ДПНИ по приглашению "георгиевцев" решило в час назначенной "разборки" возложить цветы к Вечному огню — разумеется, случайно. «Рядовые пользователи интернета оказались честней: "поедем драться с "черными", хоть и место "палевное" — но вопрос чести, на "стрелку" не приходить "западло"». 

Оказывается, логика рабочих кварталов и предместий, откуда полицейская и прочая власть раз и навсегда ушла, предоставив возможность "разбираться" между собою "по обычаю", прекрасно работает и "в стране Москва". Оказывается, власть и отсюда ушла... Не менее важно и то, что как только конфликт назван «этническим», всё – «точка невозврата» пройдена, первоначальный бытовой повод становится несущественным.


Теперь это уже конфликт, во-первых, между общинами. То есть у одних есть традиционная община, с авторитетом «стариков», которые могут пытаться урезонить «молодых», а у других? Во-вторых, конфликт завязывается именно между молодёжными группировками, для которых "правильные понятия" куда важнее, чем авторитет "стариков" или же ссылки на закон. К этому моменту в процесс обычно входят "идеологи" извне — лампасное нереестровое казачество в Яндыках, заезжие «борцы с нелегальной миграцией» в Кондопоге. Провокатору тут — раздолье, а для миротворца — дело почти безнадёжное.И молодые люди, вроде бы чувствующие себя "настоящими пацанами", самостоятельными творцами своей судьбы, становятся пешками в чужой игре.*

Поначалу партия складывалась позиционная.С семи пополудни на Манежной стали собираться «стороны»: кавказцы сверху у куполов, оппоненты снизу, у памятника Жукову. Кавказцы, человек 60-70, повторили танец, но коротко и скомканно, меньше минуты. Русские из ДПНИ, других "правых" и националистических организаций, рассредоточились по площади группами по пять-десять человек. Вот обобщённый портрет участников, составленный по видеозаписям. С "славянской" стороны — коротко стриженный сосредоточенный парень лет четырнадцати — двадцати с небольшим, камуфлированные штаны, рюкзак. Иногда с девушкой. «Вопрос оружия мучил бойцов накануне: брать — "палево", не брать — но как же? Брали короткие ножи, бутылки, марлевые повязки — закрывать лица». Кавказец — смуглый подвижный парень лет семнадцати-девятнадцати, перекрикивается с друзьями на расстоянии двух шагов. Были светловолосые ребята, похожие на славян, ведшие себя по-дружески и на равных с кавказцами. Были девушки.

Но Манежная вечером 22 июня – это не улица в Кондопоге или Ставрополе. Не самое удобное место и время для такого инструмента «обычного права», как массовая драка, сиречь "стрелка": изрядно милиции, омоновский автобус. «Как пишут националисты в дневниках, чтоб события разгорелись, вариантов было два: сразу и резко "прыгнуть" на кавказцев (чревато немедленным вмешательством милиции и задержанием, и неосуществимо: "славянская группа" была разрозненна и неорганизованна) или спровоцировать кавказцев на нападение первыми (тоже не получилось: организация подкачала)». 
Что планировали кавказцы – неизвестно: около восьми часов они группой направились в сторону Театральной — и растворились, будто их и не было. Лишившуюся противника славянскую рать милиция стала оттеснять в сторону Красной площади…

Но Москва — город большой, мест "за околицей Кремля, под стенами Китай-города" — хоть отбавляй, для драки хватит. Партия переходит в комбинационную стадию. 

Кому-то на мобильный поступил звонок: у метро "Китай-город" кавказцы напали на... непонятно, на кого. «На молебствовавших у "героев Плевны", уверяет ДПНИ: "кавказцы покусились на самое святое..." Эта версия не представляется достоверной: как станет видно ниже, участники молебна не были целью кавказцев хотя бы в силу своего облика». Возможно, целью «атаки» стала такая же группа "правых", ранее ушедшая с Манежной. «Хватая (по их словам — на бегу) бутылки, мчатся на выручку. Обрушивают град бутылок на противника — и, бросившись в атаку, с кличем "Кон-до-по-га!", теснят кавказцев с площади. Те отбегают в переулок». Победив, "славяне" оставляют площадь и большей частью уезжают на метро.  «Но кавказцы предприняли лишь тактическое отступление: перегруппировавшись и вооружившись в переулке, они возвращаются в поисках противника, которого уже практически нет. С арматуринами, разочарованные, они хаотически бегают по площади... Два присутствующих милиционера растеряны».

Такой исход партии не устраивает — и ходы по-быстрому переписывают.   Лукавила милиция: "были-де в курсе, с утра держали ситуацию под контролем, именно это якобы позволило предотвратить массовые столкновения по городу". На самом деле с начала событий до прибытия милиции прошло до получаса.

Не отставали ДПНИ и "очевидцы": «"кавказцы-де напали на летнее кафе и громили его, с националистическими криками избивая русских прохожих". На самом деле «кафе и посетители не интересовали кавказскую молодежь — та планомерно и безуспешно искала конкретно своих обидчиков».   Вольно обошлось с материалом и ДПНИ-ТВ: хотели показать «победу русского оружия» — и поменяли последовательность событий при монтаже. «В роликах ДПНИ — всё наоборот, дабы сохранить последнее слово, площадь и победу за славянами».

Эндшпиль: игроки "едят" одни фигуры и возвращают на поле другие.Кавказцы рассредоточились — и тут приехала милиция. «За ней — ДПНИ (откуда? с молебна? вот и подтверждение: на молебен никто не нападал, — первое столкновение, и на этом сходятся все источники, состоялось на Славянской). Начались задержания — людей арестовывали на площади (иногда — по указке членов ДПНИ, которые приехали потом и не могли знать, кто хулиган, а кто зевака), и в переулках, куда отступили (или откуда наоборот шли на подмогу) группы уличных бойцов. Роман Доброхотов из движения «Мы» (сидевший в это время в отделении милиции по другому делу) говорит, что большинство членов ДПНИ были отпущены, когда в отдел милиции пришел Поткин-Белов».

Анна Каретникова анализирует партию в целом:
«"Стрелка" была. Она же — провокация. Цель — "Кондопога" в Москве, у стен Кремля. "Кондопога" — убийство кавказцами русского, или русских, вылившееся в массовые выступления против кавказцев. Лозунг, проясняющий корреляции цели и средств в деятельности и риторике "правых". "Правым" идеологам не повезло — русского не убили, "Кондопога" не состоялась».

  Но в отечественных шахматах главный вопрос, разумеется, "кто виноват?". Ответ — по вкусу: Лужков, Путин, "несогласные", милиция, иные темные силы... Каретникова уходит от этого соблазна, неодолимого для тех, кто работает с версиями, а не с фактами. Вот молодежная агрессия – обстоятельство объективное, её отрицать нелепо. А "конспирологических" версий много. Все они в равной степени имеют право на существование, поскольку ничем не подтверждены. Впрочем… У «московских шахмат» много "полей", включая виртуальное, где из перечисленных "заговорщиков" не представлен никто, кроме…

 
«На форумах и блогах разжигающими из искры конфликта на Манежной массовые волнения уровня Кондопоги членов ДПНИ — встречала. Как теперь встречаю — отрекающимися официальными заявлениями от своего участия в беспорядках и в их организации. А что такое это "участие в организации"? Всего лишь слова, удачно вкинутые в умы в нужное время в нужном месте. За них сложно уцепиться, за них почти невозможно привлечь к ответственности».

  Вывод: "домашняя заготовка" наших шахматистов не удалась:

«Для того, чтоб хорошая, громкая и звучная "Кондопога" удалась, сначала надо убить русского.
…Этот неведомый молодой русский был 22 июня объектом тайных желаний мечтающих о "Кондопоге", он просто обязан был, вздрогнув, осесть на тротуар под ударом ножа, обагрив своей кровью асфальт... Почему-то не упал... Ему повезло. Я не хочу, чтобы русский умер. Но слишком много людей очень хотят иного, ставят на иное, зависят от иного, а коллективные желания любят сбываться. Повезет ли этому русскому в следующий раз?»


Что ж, завершившаяся партия разобрана, с игроками и фигурами вроде всё ясно. Да, для любых местечковых националистов, не исключая отечественную гамсахурдию, излюбленный ход на пути в ферзи — "жертва белой пешки". Дальше — месть за убитого. Погром как следующая за "стрелкой" высшая и последняя стадия "народной демократии". И — "белые" выигрывают?

 Но откуда, скажите, взялось игровое поле и правила игры?
Только не надо всё сводить к "межнациональной розни" — это лишь попытка дать простое и рациональное объяснение событиям сложным.

Почему спор закономерно перерастает в «стрелку», в заранее намеченную массовую драку? Потому что так заведено. В милицию, в прокуратуру, в суд не обращаются по разным причинам. Одни — потому что «западло» и «не по-пацански». Другие – потому что «всё равно решат против нас». Третьи – потому что «они всё равно всех перекупят».


Для представителей власти тоже нет резона влезать в мелкие проблемы граждан – зачем портить статистику? В Яндыках, Кондопоге, Ставрополе, теперь вот в Москве власть, от милиционера и выше, не вмешивается в бытовые по сути конфликты (хотя, похоже, будучи "плоть от плоти народа", сочувствует одной из сторон). Власть не препятствует наполнению бытовых конфликтов "межнациональным" содержанием. Милиция, прокуратура, суд не обозначают свое присутствие и не способствуют успокоению страстей.

Власть самоустраняется из сфер, которые она обязана регулировать. Образуется правовой вакуум, который заполняет "обычное право" — право обычая.

А как же общество? Его плачевное состояние описано Сергеем Пашиным: "В крайнем своем выражении "победа" государства означает полную ликвидацию легального гражданского общества, прозябание его в теневых формах". Такое "гражданское общество" находится в состоянии "войны каждого со всяким", стихийно порождая систему "естественного права", где конфликты разрешаются без обращения к власти, "приватным образом, например, частными (третейскими) судьями. Поединки, воровские сходки и суды чести — также суть экзотические формы саморегуляции гражданского общества".

Добавим сюда "стрелки" и погромы, заменяющие собою милицию и юстицию. Последние готовы подавлять не только любое протестное движение, стремящееся действовать в рамках права (прошедший год дал этому массу примеров), но и любую самоорганизацию общества — однако оказываются недееспособны или снисходительны к проявлениям "права обычая".

Результат — та самая "шахматная доска", на которой выстраивают свои комбинации "гроссмейстеры", готовые жертвовать людьми как пешками. И пока существует это чёрно-белое поле для игры без правил, жизнь «русского парня» остаётся под угрозой.

Автор — член правления общества «Мемориал»

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.