В Кремле

В Кремле Проблема 2012

14 АПРЕЛЯ 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ

Economist.com

Речь не об Олимпиаде, которую мы надеемся увидеть в этом, кажущимся сегодня таким далеким, году. Но все равно о Москве. Точнее, о Кремле. А еще точнее – об одном из кабинетов Кремля, в котором живет и работает один человек. И вы его знаете.

Президент Путин опять переполошил либералов. В лучших традициях нашей политики мы читаем между строк, слушаем между слов, смотрим 25-й кадр. В каком порядке вышли (или сели), в каком контексте сказали и с какой интонацией. Вот и в словах Путина о третьем сроке "не подряд", а с перерывом обнаружили все оттенки смысла.

И все недовольны. Противники Путина обвиняют его в авторитарности, сторонники – укоряют в нерешительности и формализме. Действительно, Конституция же не Библия, в конце концов, чтобы там нельзя было поменять ни слова. Есть закон, но есть жизнь, так что если очень хочется, то можно. И правда: Путин отличный президент, обожаемый народом, ему в 2012 году не будет и шестидесяти. Да он еще лет 20 управлять страной успешно может! Ну, раз он такой отличный, чего мы в Основной закон упираемся, как бараны. Исправить недолго, а польза всем. И народ с радостью проголосует.

Вот только не будет ничего этого. Подмяв под себя материальный мир (суды, Центризбирком, Думу, бизнес, прессу), наши правители решили, что могут повелевать и временем, и судьбой. Что они в состоянии не только все прекрасно распланировать лет на десять вперед, но что все так в точности и будет, как они распланировали. Да разве может быть иначе?

Может. Не просто может, но только так всегда и бывает. Ни один глобальный политический прогноз на отдаленное будущее не сбылся. Потому что мы глядим в это будущее с позиций сегодняшнего дня, не учитывая тех изменений, которые обязательно произойдут. Так что все еще сто раз поменяется. Планируя себе политическое будущее почти на три срока вперед, Путин не учитывает особенностей человеческой психологии.


Проблема в том, что любовь народа к президенту совсем не столь глубока, как может показаться. Любят не потому, что любят именно его, а потому, что больше любить некого. Как старые вещи, с которыми невозможно расстаться, а выкинул – и через день уже не вспомнишь. И едва на троне рассядется новый президент-батюшка, как про старого довольно быстро все забудут. Так что, если Путин хочет управлять страной и после 2008 года, если его присные хотят и после 2008 года вершить судьбы, им ни в коем случае нельзя никуда отлучаться. Ни на четыре года, ни на год, ни на сколько-нибудь еще.

Если они это поймут, то нам совсем скоро предстоит поучаствовать в таких дискуссиях: быть ли России президентской или парламентской республикой; или если президентской, то сколько сроков нужно президенту, чтобы "по-настоящему войти в курс дела, обеспечить необратимость реформ, удвоить ВВП" и т.д.; сколько эти сроки должны длиться – пять лет, семь лет... В общем, масса вариантов сравнительно честного отъема у населения права выбрать себе каких-нибудь других вождей. Впрочем, население наше, к сожалению, таково, что выбор уже практически перестал быть для него правом, а постепенно превратился в нудную бесполезную обязанность, и подозреваю, что к часу Х население смирится с тем, что не только губернаторов или мэров, но и кого угодно, вплоть до Верховного, за него выберет кто-нибудь другой – все равно кто.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.