В Кремле

В Кремле Итоги недели. Все на борьбу с терроризмом!

17 АВГУСТА 2007 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

kremlin.ru

Всю эту неделю президент России посвятил борьбе с терроризмом. Сперва ему пришлось оторваться от рыбной ловли и наблюдений за козлотуром, дабы дать по телефону необходимые распоряжения в связи с диверсией на железной дороге. Затем Владимир Путин отправился в Бишкек для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Борьба с терроризмом стала главной темой его выступления перед лидерами Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Он говорил о необходимости создания региональной антитеррористической структуры и системы оперативного реагирования на угрозы региону. А в пятницу он уже в качестве хозяина принимал коллег-президентов на военном полигоне под Челябинском, где всю неделю идут маневры «Мирная миссия - 2007». Разумеется, учения тоже антитеррористические. В них участвуют около 7 тысяч военнослужащих стран ШОС и около тысячи единиц военной техники, включая истребительную и штурмовую авиацию и тяжелую артиллерию.

Согласно легенде маневров, группа террористов захватила населенный пункт в стране «А», входящей в ШОС. С территории государства «Н» к ним прорываются крупные бандформирования. В этих условиях государства ШОС проводят консультации и принимают решение о совместной антитеррористической операции, мандат на проведение которой получают от Совета безопасности ООН. После чего вооруженные силы шести стран освобождают населенный пункт и уничтожают бандитов.

Эти маневры, без сомнения, продемонстрировали новый уровень в военном сотрудничестве России, Китая и государств Центральной Азии. Отработан механизм принятия решений о совместных действиях. Осуществлена широкомасштабная переброска китайских войск и военной техники, включая авиагруппу, на территорию России. Военачальникам удалось добиться слаженных действий подразделений из разных государств. Наконец, следует признать, что сценарий нынешних маневров в куда большей степени соответствовал реальным угрозам, с которыми сталкиваются государства региона, чем проходившие в 2005-ом российско-китайские учения. Тогда, напомню, антитеррористической именовали широкомасштабную десантную операцию, в которой были задействованы даже стратегические бомбардировщики.

Однако и нынешние учения собственно к антитеррору отношения не имели. Очевидно, что армия – не тот инструмент, с помощью которого следует бороться с террористами. Подрыв поезда «Москва – Санкт-Петербург» продемонстрировал, сколь далеки сценарии «Мирной миссии – 2007» от жестоких реалий сегодняшнего дня. С террористами должны бороться специальные службы. Причем их главная задача – предотвращать теракты. Единственный способ для решения этой задачи – агентурная разведка, внедрение в террористические организации сотрудников спецслужб.

Штурмовики и истребители здесь точно не помогут.

1tv.ru
Если два года назад под видом антитеррористической отрабатывали широкомасштабную десантную операцию, то теперь речь идет о борьбе с сепаратистами или с… восставшими. Неслучайно, некоторые аналитики увидели связь между «Мирной миссией» и событиями в Андижане, где режим Каримова жесточайшим образом расправился с жителями города. Ташкент объявил их акцию протеста вылазкой террористов, а Москва эту версию поддержала.
И вот теперь, чем успешнее государства ШОС отрабатывают систему военного вмешательства в кризисную ситуацию, тем больше вопросов относительно того, кого назовут террористом в каждом конкретном случае. Обеспечение стабильности в Центральной Азии полностью отвечает интересам России и Китая. Но в понимании Москвы и Пекина поддержание стабильности означает консервацию находящихся у власти режимов, очевидно неспособных бороться с ужасающей бедностью, которая в конечном счете и является источником нестабильности. При этом страны ШОС настаивают на своем исключительном праве на решение проблем региона.

Так в принятой в Бишкеке совместной декларации прямо говорится, что страны Центральной Азии могут самостоятельно обеспечить стабильность в регионе "на базе утвердившихся в нем региональных международных объединений». Это означает, что Москва и Пекин совершенно ясно дают понять, что не желают сотрудничать с Западом в решении проблем региона. Более того, на саммите ШОС было принято соглашение о совместной деятельности по "противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий во враждебных, преступных и террористических целях".  Это вполне может означать попытку установить контроль над получением гражданами информации из неправительственных источников. 

Так или иначе, но и саммит ШОС, и антитеррористические учения свидетельствуют о готовности Москвы и Пекина брать на себя все больше ответственности за ситуацию в Центральной Азии. Однако очевидно, что интересы России и Китая в регионе далеко не всегда совпадают. И не факт, что случае реального кризиса они будут действовать столь же скоординировано, как на маневрах. Во-вторых, есть опасность того, что, борясь с так называемыми террористами и обеспечивая стабильность, Россия и Китай будут военными средствами обеспечивать сохранение у власти слабых, коррумпированных режимов.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.