В обществе

В обществе Нет ли лишнего билетика?

17 ОКТЯБРЯ 2007 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

rfs

 

Сегодня матч века. Россия – Англия. О спортивном значении этой игры говорить не стану – и без меня есть кому. О политическом тоже – слава Богу сюда политику не приплели. Это будет просто очень большой футбол. Настолько большой, что посмотреть его захотели, судя по заявкам, 750 тысяч человек. Вот об этом и хочется сказать пару слов.

Когда ажиотаж таков, что даже на самый крупный стадион страны сможет попасть только один из десяти желающих, когда на одно место в ложе за 3000 евро по 70 (!) претендентов – понятно, что останутся недовольные. Но недовольство бывает разным. Бывает как обыкновенная досада - оттого, что ты тоже хотел туда попасть, но не смог, не досталось билета. А бывает, как на таких вот матчах, когда билетов изначально вроде бы много – 77 тысяч! – а реально ты даже толком не можешь понять, где и как их искать, сколько и на какие места их выпущено, по какой цене, с какого дня их можно приобрести.

Футбольный союз поразил всех сложнейшей, многоступенчатой системой распространения, призванной, с одной стороны, обеспечить билетами настоящих болельщиков, а с другой стороны, лишить спекулянтов возможности нагреть руки и набить карманы. При этом почти никто не сомневается, что спекулянты свое все равно возьмут, да еще побьют попутно все рекорды, а вот кто в итоге будет болеть за сборную в ее самом топовом за последние годы матче – вопрос.

Вообще-то самый простой и самый естественный способ продажи билетов, как ни смешно, через кассу. Все билеты поступают в свободную продажу, и те, кто действительно хотят попасть на матч, концерт, выставку или что-то в этом роде, должны проявить известную расторопность и «всего лишь» опередить конкурентов. И в этом есть некоторая гарантия того, что на ажиотажное событие попадут именно фанаты, ценители этого дела, а не случайная публика, которая хочет засветиться на модном мероприятии.

Но проблема в том, что организовать такую элементарную процедуру, как честная продажа билетов, мы не в состоянии! Лучшие места исчезают из продажи еще до ее начала, потому что профессиональные системные спекулянты получают билеты по своим каналам заранее практически в любом нужном им количестве. Милиция во время продажи никогда не схватит их за руку, даже если они будут торговать прямо в патрульной машине. Более того – милиция сама была неоднократно замечена в спекуляции! И в том, что не просто прикрывает «скальперов», а лично отнимает (!!!) билеты у их законных обладателей, объявляет эти билеты фальшивыми, а потом продает. Когда закон стоит на страже порока – о какой справедливой системе чего бы то ни было можно говорить?

Поэтому на матч Россия - Англия из 77 тысяч билетов в реально свободную продажу поступило всего-навсего 6800! В каждую кассу посадили чуть ли ни роту ОМОНа, усилив ее работниками РФС, камерами, датчиками, служебными собаками, оцепили площадь, огородили турникетами набережную и начали торговлю. В газетах это назовут невиданным единением болельщиков и любимой команды. На самом деле – это кавардак. 15 часов в очереди с ночевкой, со стоянием под дождем и с перманентно возникающими стычками на тему «вас здесь не стояло». Но эти почти 7 тысяч билетов (т.е. всего-то 10%) были, кажется, действительно проданы честно. А при выдаче не более 4 штук в одни руки очень большого навара не получишь.

Но куда же ушли остальные 90% заветных бумажек? 4500 мест отдано англичанам, а некоторое количество кресел вокруг английского сектора останутся вовсе не занятыми в целях безопасности – это разумно. Так же есть, наверное, и какой-то резон в том, что билетов вообще только 77 тысяч, хотя Лужники вмещают 84000. Еще 7 тысяч пустых кресел – это тоже «зоны безопасности». Но, с другой стороны, не странно ли что на стадионе изначально планируется не занятым каждое десятое место? Может, как-то по другому следует планировать или сам стадион, или его безопасность? Но допустим.

Едем дальше. 22 тысячи билетов получило Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ). Вот это уже очень интересно. Некий, получается, болельщицкий профсоюз. Найти что-то вразумительное об этой организации трудно. РФС ее признает, поддерживает, помогает и даже считает себя в некотором роде ее основателем, однако ни сайта, ни официальной регистрации, ни руководящего состава ВОБ обнаружить не удалось. Может, я плохо искал. Но точно также плохо искали и многие другие. Хотя идея понятна. ВОБ «как бы» объединяет крупнейшие фанатские организации конкретных футбольных клубов и национальной сборной. И среди активистов этих организаций, а также среди тех, кто ходит на все подряд матчи всех подряд сборных по футболу, и предполагалось распределить 22 тысячи билетов. Способна ли это сделать организация без четкой структуры и без определенного, понятного широким массам, принципа действия? Как стать ее членом, куда обратиться? Как доказать, что я ходил на все матчи и теперь достоин за это билета? Где уверенность, что, получив в свое распоряжение почти треть билетов, эти ребята не толкнут налево столько, сколько захотят, пользуясь полной невозможностью что-то проверить? Или возможность такая есть? Но мы-то ничего про этот ВОБ не знаем и не можем верить в то, о чем нам неизвестно.

Но оставалось еще 40 тысяч билетов для тех, кто не «фанат» и не «член профсоюза». Из них, правда, что-то порядка 4 тысяч должны были забрать себе сами Лужники и распределить среди своих людей. Затем РФС должен был обилетить ветеранов футбола, работников футбола, вроде судей, тренеров и т.д. Обязательно надо обеспечить достаточным количеством билетов спонсоров и партеров РФС. Не забудем о нескольких лужниковских ложах, куда надо посадить депутатов, министров, членов Партии (сами понимаете какой).

А есть еще такая замечательная, с советских времен дошедшая до нас вещь, как «коллективная заявка». Некий металлургический завод просит выделить для лучших рабочих 100 билетов. Академия наук просит 200. Общество любителей птиц скромно хочет 5-7 квиточков. Хозяин Лужников Алешин говорит, что и священнослужители хотели билеты на футбол. Таких обществ, предприятий, организаций и их заявок сотни, тысячи. Из них, кстати, и сложились эти фантастические 750 тысяч виртуально желающих посетить игру. Прекрасная история, как в РФС пришла телеграмма из Газпрома с заявкой на 1000 билетов! И не просто, а с конкретными секторами и местами! За подписью Миллера.

Правда, отправлена телеграмма была с Центрального телеграфа. И вот вам еще две стороны этой многогранной медали. Коллективные заявки и есть хлеб спекулянтов. Под прикрытием реальных, респектабельных организаций, но часто и совершенно вымышленных «Рогов и Копыт», они шлют запросы. И получают удовлетворение! Есть у вас бланк Академии наук – достать же его не трудно – и будут 100 билетов. Ну, может, не 100, но штук 30 вам, так и быть, дадут. А по бланку Академии художеств вам перепадет еще штук 20. Попутно и не спекулятивные заявки вызывают недоумение. А почему, собственно, передовиков производства, священнослужителей и финансовых менеджеров надо поощрять походом на футбол? Это не путевка на курорт, здесь надо будет 90 минут орать и бить в барабаны – иначе нам Англию не обыграть! Только бушующий стадион способен мобилизовать на подвиг наших невеликих мастерством футболистов. Говорят, что когда в Москве в 1972 году проходили знаменитые матчи с канадцами, билеты распределяли таким же образом. В результате, настоящие хоккейные болельщики на стадион не попали, а сидел там партхозактив, и триста канадских туристов перекричали 12 тысяч чинно восседавших советских граждан.

И еще, кстати, не факт, что, получив по своей заявке 100 билетов, некая организация отправит именно 100 человек. Неоднократно уже бывало, что при формально проданных билетах, на трибунах оставалось полно пустых мест! Как, например, на чемпионате мира по фигурному катанию в Москве, когда спонсорские и гостевые сектора пустовали. Фирма выкупила билеты, а сотрудникам они оказались не очень и нужны. Еще не хватало, чтобы при сотнях тысяч желающих попасть на футбол, на стадионе оказались полупустые трибуны!

Однако и после удовлетворения всех нужд и всех заявок, для простых россиян, желающих попасть в Лужники, еще оставалась такая возможность. Надо было только сделать заказ билетов на сайте РФС или его партнера-посредника. Зачем нужен посредник – непонятно. Это, с одной стороны, очевидная накрутка цены, с другой - упущенная самим РФС возможность заработать большущие деньги. И когда Мутко говорит с гордостью, что «мы не ставили цели заработать», я не понимаю, чем он гордится. Заработать деньги на самом футболе им претит, а просить потом деньги из бюджета – совсем не зазорно?

Так вот с заказом по интернету было столько чудес, что мама не горюй. Тут и внезапное аннулирование уже принятых заявок, и изменение цены на уже забронированные билеты, и объявление о прекращении приема заявок до того, как этот прием фактически начался. И совершенная неясность причин, по которым ваша заявка может быть удовлетворена, а может быть отклонена – ведь не ясно, какое точно число заявок на какое количество билетов подано. В общем, складывается такое впечатление, что чем сложнее система защиты от обмана, тем вероятнее сам обман. В крайнем случае, обман невольный, когда борцы со спекулянтами сами путаются в собственных сетях, не понимая, кому чего и сколько они должны отдать и по какой цене.

А я пишу об этом столь подробно по той исключительно причине, что нашей сборной в этот день на этом конкретном стадионе нужна чрезвычайная по мощи поддержка! Соотношение сил сборных России и Англии прекрасно отразил матч в Лондоне месяц назад, где 3:0 в пользу англичан не показались несправедливым итогом. Могло быть и хуже. И в Москве, чтобы выиграть хотя бы 1:0, нужна пресловутая «помощь родных стен». А ее могут оказать только настоящие болельщики, которые будут болеть весь матч изо всех сил. А не депутаты, барыги, дамы в бриллиантах и прочие товарищи, которые придут потусоваться и покрутить друг перед другом хвостами. Надеюсь, что мои опасения напрасны.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.