В обществе

В обществе А для вас, козлов…

26 ОКТЯБРЯ 2007 г. АНТОН ОРЕХЪ

vasmag.ru
На съезде руководящих работников муниципалитетов на сцену вышел делегат Козлов со Смоленщины и рассказал свой сон. Каждое предложение сопровождалось смехом всего зала. Сон состоялся в 2003 году (смех). Во сне 5 или 6 человек тащили раму от грузовика (громкий смех). «И среди них были Вы, Владимир Владимирович» (всеобщий смех, даже хохот). А на следующий день объявили закон о монетизации льгот (смех как-то замялся). «Вы мне теперь тоже приснитесь», — ответил Владимир Владимирович (вновь общее веселье). vesti.ru
Мда-а… А для вас, как говорится, Козлов… В огороде бузина, а во сне Путин. Тащит раму от грузовика. Куда хоть он тащит-то ее, Козлов? Интересно же, чем дело кончилось во сне 2003 года. Видимо, смоленский делегат, похвалив в аллегорической форме президента за работящесть, хотел подтолкнуть его еще к какой-нибудь полезной реформе. И, в общем, подтолкнул.
Стоит, впрочем, заметить, что почти все делегаты муниципального съезда по удивительному совпадению были членами «Единой России», и хотя еще не все муниципальные лидеры вступили в эту партию и не все разделяют ее политику, тем не менее, таковых несогласных в зале не оказалось. Говорят, что фейс-контроль перед съездом был серьезный. Так что фактически это был как бы и не совсем съезд, а скорее партсобрание под председательством Человека-Тройки.
Однако рвение многих выступающих было вполне искренним. Итог прениям, в которых лесть перемежалась жалобами, подвел председатель Всероссийского совета по местному самоуправлению (кажется, это так называется) и видный «единоросс» Гальченко, под бешеный рев толпы попросивший президента взять под свое попечение еще и муниципальную реформу. Что Путин и согласился сделать, пообещав создать соответствующий совет при президенте, и попутно посулив муниципалитетам деньги от нефтяных сверхдоходов, что утонуло уже в бескрайнем море аплодисментов.
Это выглядело так, словно Владимир Владимирович дал согласие лично возглавить каждый сельсовет и лично же разобраться с текущими кранами, пьяными трактористами, перебоями с теплом и светом и всей прочей нашей российской муниципальной повседневностью. До сих пор он занимался этим спорадически, раз в год, во время прямых линий, выполняя отдельные просьбы отдельных граждан по установке телефонов, прокладке труб и украшению новогодних елок. Теперь же делегатам узрелось, что он станет заниматься этим ежедневно и тем самым облегчит их сизифов труд, потому что муниципальные образования давно и окончательно утратили способность что-то исправлять самостоятельно. Полностью подчиненные вышестоящим органам и полностью же лишенные денег, они остаются тем, кажется, единственным уровнем власти, который видит простых граждан не из окна автомобиля с мигалкой и не по телевизору, а живьем.
Но у местной власти нет не только возможности, но и особого желания что-то лично придумывать и делать. И власть Верховная не стала затруднять муниципалов. И пообещала им генеральный план развития территорий. Что это будет означать конкретно, сказать пока сложно, но в общих чертах это выглядит так, как было при советской власти, когда Госплан рассчитывал в каком городе какое количество канцелярских скрепок необходимо.
Как рядовой гражданин, который стремится задать вопрос президенту, потому что никто рангом ниже президента не в состоянии решить его проблем, так и местная власть, не имея ни возможности, не желания заниматься своим делом, ждет, когда ей из далекой Москвы расскажут, что и как. И неважно, что в Москве понятия не имеют, что происходит в этих маленьких городках, чем там живут и что там реально необходимо. Главное, что есть кто-то, кто за нас все решит и придумает, а мы с радостью выполним любое решение, лишь бы не думать самим.
Желание всех подряд начальников присягнуть президенту (генсеку, царю), а заодно переложить на него ответственность за все – это наше давнишнее, наследственное, исконное. Я тут по случаю вспомнил, как в незабвенные годы застоя проходили предвыборные собрания, где выдвигали кандидатов от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Кандидатов было два: один какой-нибудь токарь-пекарь, а другой – «и просить Леонида Ильича (Юрия Владимировича, Константина Устиновича) дать согласие баллотироваться в народные депутаты от нашего округа». Почти поголовно все собрания заканчивались принятием такой резолюции, хотя все прекрасно знали, что он не может баллотироваться от всех округов подряд, а от их округа в частности, и что он всю жизнь избирается от вполне конкретного, всем известного места. Но таков был ритуал.
Так что и Владимир Владимирович у нас нынче в той же роли, и всякий просит его взять под личный контроль, под попечение или под крыло. Но для Путина и его товарищей здесь есть две больших проблемы. Во-первых, Советский Союз во многом и загнулся оттого, что строил такую же Вертикаль, где за всех все вопросы решала небольшая группа товарищей во главе с очередным вождем. И в огромной стране с 250-миллионным населением в 10 часовых поясах наступил паралич, когда никто ничего не мог и не хотел решать без команды сверху, а сверху шла уже полнейшая белиберда. Сейчас будет то же самое.
А во-вторых, Вертикаль задумывалась как вещь приятная во всех отношениях. Сидишь, командуешь, дергаешь за ниточки. Но за какие-то отдельные, приятные ниточки. Ради получения только тех удовольствий, какие тебе требуются. А вышло так, что Путину предлагают уже дергать вообще за все нитки, выполнять не только приятную работу, а вообще всю работу подряд, большая часть которой ему совершенно неинтересна, как, например, муниципальное управление. Ну на кой черт оно ему? И получается, что он собирался владычествовать ими, а в итоге они все сели ему на шею.

Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.